Posted 2 сентября 2004,, 20:00

Published 2 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Рекорды – дело техники

Рекорды – дело техники

2 сентября 2004, 20:00
Ни для кого не секрет, что в последние годы результаты, показываемые в «спорте высоких достижений», все более и более зависят не только от подготовленности спортсменов, но и в большей степени от мастерства дизайнеров и конструкторов, проектирующих для них снаряжение и экипировку.

Спортивная одежда отличается от обычной своей функциональностью. Главное ее назначение – обеспечивать наилучшие результаты. Для этого необходимо решить целый ряд проблем.



Чистота – залог рекорда!

Первая и самая неприятная для любого спортсмена проблема – пот. Футбольные клубы, для которых она особенно актуальна, делают ставку на рубашки из «спортивной шерсти». Ничего особенного в ней нет. Обычная двухслойная ткань, в которой натуральная шерсть расположена у тела, а искусственный полиэстер – снаружи. По-иному подошла к решению проблемы пота фирма Adidas. В 2001 году по ее заказу ученые Массачусетского университета разработали новую «самоочищающуюся» ткань. В ее волокна были «высажены» бактерии, перерабатывающие грязь и пот. Новой тканью сразу же заинтересовались медики, так как лучшего перевязочного материала не найти.



Меньше одежды хорошей и разной

Любая одежда стесняет движения. В соревнованиях, исход которых решают доли секунды, это недопустимо. Древние греки решали проблему просто – скидывали туники и соревновались в чем мать родила, но МОК до подобной свободы нравов пока не дорос.

Долгое время мечтой всех спортсменов оставался костюм, который позволяет ощущать тело единым целым. Воплотить ее в жизнь удалось только с появлением лайкры, которая плотно облегает тело, придает ему идеально-обтекаемую форму, препятствует растяжениям мышц.

Создание полимеров дало возможность смоделировать суперлегкую обувь, что особенно важно для бегунов (спринтеры даже рекорды устанавливают в тапочках без задников, лишь бы не утяжелять вес).

В современных спортивных костюмах задействован целый комплекс материалов. Так, фирма Nike первой в мире запатентовала технологию Zoned Aerodynamic (аэродинамическое зонирование), которая использует до шести видов ткани – каждая из них прикрывает определенный участок тела.



Торпеда с мускульным приводом

О том, что с помощью костюма можно минимизировать трение воды и воздуха, ученые догадались давно.

Первый гидродинамический костюм разработала в 1998 году фирма Adidas для австралийского пловца Яна Торпа. «Реактивный» костюм Jetconcept не только уменьшал силу трения, но и распределял водные потоки по телу пловца. Результат не замедлил сказаться. Ян Торп, получивший прозвище Торпеда, побил все мыслимые рекорды, выиграл три золотые и две серебряные медали на Олимпийских играх в Сиднее и шесть золотых медалей на мировом первенстве в Фукуоке в 2001 году.

Ноу-хау афинской Олимпиады можно считать костюм для пловцов американской компании Speedo, сконструированный по принципу акульей кожи. Ткань покрыта сотнями маленьких зубчиков, размер которых плавно уменьшается от груди к ногам. На предплечьях расположены направленные чешуйки из титана и кремния, которые лучше захватывают воду при гребке. Поперек груди лежат резиновые кольца, которые уменьшают сопротивление, вызванное участками с высоким и низким давлением воды, контролируя положение и даже вибрации определенных мышц. По мнению разработчиков, «акулья кожа» снижает трение о воду на целых 4 процента.

Американская фирма Tyr при создании костюма Aqua Shift использовала другой подход. Гладкий материал дополнен

Фибергласовый шест выстреливает прыгунов на шесть метров.

специальными швами, лежащими, как это ни странно, поперек потока на самых выступающих местах тела – бедрах и груди. Эти нити несколько увеличивают трение костюма о воду, но зато меняют вихревые потоки. Следует отметить, что вихревые генераторы давно используют военные при конструировании скоростных торпед и истребителей.

По этому же пути пошла знаменитая компания Nike. Костюмы для велосипедистов и гребцов, специально разработанные к Олимпиаде-2004, снабжены швами и маленькими ямочками, расположенными в строго определенных местах, которые направляют потоки встречного воздуха в направлениях, обеспечивающих наилучшее обтекание.

Представителям водных видов спорта Nike предлагает также воспользоваться специальными плавательными очками Strapless goggle, которые приклеиваются медицинским пластырем к каждой глазнице. Отсутствие крепления дает пусть крошечное, но все же снижение сопротивления.



По трезвому счету

Разработчики спортивной одежды сделали все от них зависящее, чтобы обеспечить выдающиеся достижения, но сами производители спортивной одежды трезво оценивают результаты своей деятельности. Как заявил бронзовый медалист Олимпиады 1972 года и соучредитель компании Tyr Стив Фарнисс: «Костюм может дать выигрыш в одну десятую секунды». Зачем же тогда фирмы-производители вкладывают безумные деньги в разработку и создание высокотехнологичной одежды? Ответ до смешного прост – ради рекламы, ведь лучших манекенщиков, чем олимпийские чемпионы, им не найти.



За годы, прошедшие с возобновления Олимпиад, неуклонно возрастает вклад дизайнеров в достижения победных результатов. Если в чисто технических видах спорта это участие всячески афишируется (взять хотя бы Кубок конструкторов, разыгрываемый в различных автомобильных формулах), то в классических видах спорта влияние конструкции снаряда на результат не так очевидно. Но нельзя не признать, что многие современные рекорды – это не только сила и скорость атлетов, но и «дело техники».

Прогресс в достижениях между первыми Олимпийскими играми современности (1896 года) и нынешними очевиден. Спринтеры выиграли 2,21 секунды на 100 метрах; прыгуны в длину улучшили достижение той Олимпиады на 2,60 метра, «высотники» добавили к рекорду 64 сантиметра. Что касается метателей, то за сто с небольшим лет

Современный трековый велосипед развивает скорость 55 км/ч.

молотобойцы научились запускать свой снаряд на 12 метров дальше и на 45 метров – дискоболы.

Впрочем, на Олимпийских играх 1912 года дистанция 100 метров была преодолена за 10,6 секунды. Этот результат всего лишь на 7% хуже, чем нынешний рекорд, поставленный канадцем Донованом Бэйли. Причем, заметьте, в 1912 году спортсмены еще не имели представления о том, что такое шипованные ботинки для спринтеров, дорожки не были покрыты пружинящим полиуретаном, а спортивная диета не подчинялась никакой логике.



Стоит изобретать велосипед

Стоит оговориться, что и задачи, стоящие перед дизайнерами, проектирующими снаряжение для легкой атлетики, порой весьма сложны: некоторые виды снарядов решительно не поддаются улучшениям. Взять хотя бы метательное ядро: круглый «мячик» с посредственной аэродинамикой и весом восемь килограммов. Поверхность ядер пытались полировать, затем, наоборот, делать более шершавой, но ничего, кроме дополнительных сложностей для спортсменов, вынужденных привыкать к новым свойствам снаряда, эти «улучшения» не принесли.

Другое дело – спортивное копье. Старые правила в метании копья оговаривали массу и размеры снаряда, однако в них почти ничего не было сказано о его конструкции. К 80-м годам прошлого века дизайнеры создали «планирующее» копье с такими аэродинамическими свойствами, что его можно было послать за отметку 90 метров, и в некоторых местах проведения соревнований оно могло залететь даже в сектор со зрителями. Впрочем, вскоре после XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.) правила в этом виде спорта были изменены: в частности, в них было внесено ограничение, касающееся конструкции копья.

Кстати, на той же Олимпиаде американская команда по кольцевым велогонкам впервые выступила на необычных велосипедах: вместо привычных спиц – сплошные углепластиковые диски колес. Мало того, что такая конструкция получилась легче, она к тому же обеспечила уменьшение аэродинамического сопротивления, что самым благоприятным образом отразилось на показанных командой результатах. Благодаря цельнодисковым колесам максимальная скорость велосипедов увеличилась до 50–55 км/час по сравнению с 30–35 км/час для машин традиционной конструкции.

Пожалуй, наибольшее влияние конструкция снаряда оказала на достижения прыгунов с шестом. Изначально ясеневый шест был заменен в 1940 году бамбуковым, затем снаряды стали делать из труб шведской стали, и, наконец, в 1980 году появились шесты из композитных материалов – фибергласа и углепластика. Результат налицо: если в начале минувшего века результат 3 метра 74 сантиметра считался рекордом, то в 1994 г. великий Сергей Бубка преодолел планку на высоте 6 метров и 14 сантиметров. Его рекорд не побит до сих пор.



«Мыслящие» седла и «умные» ракетки

Еще один способ улучшить спортивные достижения – более глубокое и детальное изучение возможностей человеческого организма, его биомеханики. Так, во Франции, где очень популярен велоспорт, сотрудниками марсельской лаборатории «Детерминат» разработана уникальная компьютерная система, позволяющая отслеживать трехмерную картину работы мышц велосипедиста в режиме реального времени. Благодаря полученным данным ученые разработали для велогонщиков специфические приемы, позволяющие расслаблять или напрягать определенные группы мышц бедра, что позволяет экономно расходовать силы в процессе гонки. А для трековых гонок были выработаны рекомендации, позволяющие велосипедисту удерживать велосипед в равновесии и при этом не утомляться.

Еще одна область исследований, пожалуй, самая перспективная. Это – создание «умного» снаряжения,

Лет через пять на смену обычным кроссовкам придут «умные».

способного адаптироваться под требования спортсмена. Известно, что большинство теннисистов любят жесткие ракетки, способные посылать мяч со скоростью до 300 км/час. Однако вибрации, возникающие при соударении мяча со струнами, рано или поздно приводят к травмам и заболеваниям локтевого сустава. Незадолго перед афинскими Играми австрийский изобретатель Николай Фор, ведущий инженер компании Head, представил модель безтравматичной ракетки. Пьезоэлектрические волокна, вплетенные в струны, преобразуют механическую энергию удара в электрический импульс, который приводит к резкому натяжению струн. Таким образом гасится до 50% вредных вибраций.

На похожем принципе построено и изобретение известной компании Adidas – кроссовки One для «умного бега». В них вмонтирован микропроцессор, оценивающий циклы сжатия–растяжения подошвы и регулирующий ее упругость для наилучшей амортизации. Модель появится на рынке в декабре текущего года. Как считают дизайнеры фирмы, аналогичная технология может быть применена и в «умных седлах» – от велосипедных до конских. Однако, как полагает автор идеи Луи Барон, «пройдет не менее пяти лет, прежде чем подобная экипировка станет неотъемлемой частью крупных соревнований». По его словам, «спортивные чиновники очень консервативны и вряд ли дадут «добро» раньше».



А судьи кто?

Впрочем, к некоторым хай-тек-разработкам спортбюрократы проявляют неподдельный интерес уже сейчас. Речь идет прежде всего о системах, позволяющих объективизировать судейство. Группа специалистов из исследовательского центра Пало-Альто привнесла технологию беспроводной передачи данных в одно из самых популярных в мире боевых искусств – тхеквондо. Традиционно за соревнованиями следят трое судей, которые решают, был ли удар точным, достаточно мощным и так далее. Американцы разработали систему под названием Hogu, которая функционирует как дополнительный судья. Пьезоэлектрические датчики, расположенные на теле соперников, преобразуют силу удара в электрический сигнал, который передается на портативный компьютер.

Hogu могла бы использоваться и в других видах спорта, например, в боксе. Система должна появиться в продаже в конце года и, как ожидается, будет стоить столько же, сколько обычное обмундирование. Однако пришествие беспроводной технологии в традиционные виды спорта уже столкнулось с трудностями: революция пришлась по душе далеко не всем спортсменам.



На Олимпиаде-2000 в Сиднее экипировкой российской сборной занимались фирмы Reebok, Adidas и Nike. Для афинской Олимпиады форму решено было пошить в элитном европейском ателье «Боско». В комплект входили: ветровка (172 евро), брюки (86 евро), майка (63 евро), кепка (31 евро), носки (17 евро), рюкзак (117 евро) и т.д., всего более 30 предметов. Один комплект обошелся налогоплательщикам в 2 тысячи евро. Одежда, в которой представители разных видов спорта выступали на Олимпиаде, была им предоставлена фирмами-спонсорами. Российских гимнастов и батутистов одевала Reebok, гандболистов, борцов, боксеров и тяжелоатлетов – Adidas, легкоатлетов – Nike, мужскую волейбольную сборную – Champion. Кроме того, у многих спортсменов (в том числе у всех ведущих теннисистов) имеются личные спонсоры. Так, Анастасия Мыскина играет в форме Nike, Игорь Андреев – в Reebok.


МНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ

Александр ПОПОВ, четырехкратный олимпийский чемпион в плавании:
– Мое отношение к достижениям в области спортивных технологий неоднозначное. Или, скажем так, индивидуальное. Например, мое телосложение таково, что закрытый плавательный гидрокостюм, который сейчас повсеместно используется в нашем виде спорта, только мешает плыть быстро. Он более подходит таким спортсменам, как Иан Торп, – с большой грудой мышц. Он держит на воде его тяжелое тело. В плавках Торп просто тонет… Я же «прячу» в эту «кожу» только ноги. Эффект потрясающий. Во-первых, ноги лежат на воде как бы выше, не тянут вниз. Во-вторых, мышцы сжимаются, и ноги за счет этого работают мощнее. В-третьих, эти рейтузы лично мне «держат» больные колени. Ну и еще один плюс в том, что, когда мышцы находятся в сжатом состоянии, все процессы замедляются. В том числе и процессы утомления. Правда, и ощущения не из приятных – думаешь только о том, как бы побыстрее эти рейтузы снять.

Ролан ГУСЕВ, футболист:
– Лично я уже второй год выступаю в бутсах фирмы «UMBRO», с которой у меня действует личный контракт. Бутсы, в которых играю сейчас, впервые надел на чемпионате Европы в Португалии. Это последняя модель с уникальной системой контроля температуры. Стелька и внутренняя поверхность языка бутсы сделаны из текстильных волокон, обработанных серебром, что, как говорят, способствует быстрому испарению влаги. Ведь серебро – совершенный природный антисептик. Кстати, модель изготовлена из прорезиненной кожи кенгуру, очень тонкой и эластичной. Такие бутсы плотно облегают ногу, в них отлично чувствуешь мяч. Под внутренней анатомической подкладкой находится слой пены, который смягчает нагрузку при ударах. Естественно, слежу и за другими новинками, но, честно говоря, нынешняя модель меня полностью устраивает. Даже не знаю, можно ли придумать что-нибудь более совершенное.

Светлана ФЕОФАНОВА, чемпионка мира в прыжках с шестом:
– Главное достоинство шеста – упругость. Мужские шесты длиннее и жестче, чем женские. На тренировках я часто работаю именно с мужским шестом, его параметры при правильной технике могут дать прибавку в преодолении высоты сантиметров 10–15. Что же касается производителя, то в последнее время ничего нового у нас не появилось. Наиболее известны шведские и американские шесты. Правда, весь мир, как правило, прыгает на американских. Они прочнее и вообще лучше.

Александр КОСТОГЛОД и Александр КОВАЛЕВ, призеры Олимпиады-2004 в гребле на каноэ:
– С любым каноэ управляться трудно. Здесь не столько модель лодки важна, сколько техника гребка и координация спортсмена. Но лодки, конечно, совершенствуются постоянно. Лично мы используем каноэ, сделанные в Польше, но из российского сырья. Знаем, что с вертолетных заводов Саратова и Ростова в Польшу поставляется углеволокно, из которого делают не только легкие и прочные вертолетные лопасти, но и каноэ. К слову, использование последних моделей и технологий не всегда дает преимущество. На Играх в Сиднее, например, на дистанции 500 м нам пришлось плыть в не очень хороших погодных условиях. Была достаточно сильная волна. Мы, как с ней ни боролись, ничего поделать не могли, суденышко наше «набрало» воды и заметно отяжелело. Так вот, потом выяснилось, в призерах оказались те, кого меньше всего залило. У них лодки были старой модели, которые оказались более устойчивыми на воде.

"