Posted 2 августа 2010,, 20:00

Published 2 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков

Главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков

2 августа 2010, 20:00
Российская команда красиво завершила чемпионат Европы по легкой атлетике двумя престижными победами в эстафетах 4х400 метров. Причем если от женского квартета этого успеха ждали, то мужчины сотворили самую настоящую сенсацию. Всего же наши легкоатлеты завоевали в Барселоне 24 награды, 10 из которых были золотыми. Подве

– Борьба за лидерство в общекомандном зачете с Францией получилась очень упорной и завершилась в нашу пользу только в последних финалах. Вы ожидали, что французы будут выступать настолько мощно?

– Да, на команду Франции мы смотрели с беспокойством. Я и до начала чемпионата говорил, что Франция и Великобритания – это сборные, которые будут остро соперничать с нами. У французов хороший тренерский состав подобрался, у них очень сбалансированная команда, отношение к делу поменялось сильно, отсюда и результаты. А Великобритания, это видно, целенаправленно готовится к Олимпийским играм. В эту команду сейчас очень хорошие финансовые вливания идут, поэтому налицо позитивные перемены. Но в отличие от французов у британцев в борьбе за медали активно участвует в основном мужская часть сборной.

– Бросилось в глаза, что вообще конкуренция в европейской легкой атлетике сильно возросла.

– Да, европейская легкая атлетика сделала громадный шаг вперед. Если раньше мы доминировали во многих видах, то теперь нам это дается с трудом. Долго на старом багаже мы не продержимся. Если сегодня наш вид спорта регулярно приносит олимпийские медали, это не означает, что так будет и впредь. Многие страны делают максимум для того, чтобы вмешаться в Лондоне в борьбу за медали. У нас, казалось бы, особых проблем в подготовке нет, но мы в принципе страдаем от того, что в стране ничего для легкой атлетики не строится. Всего-то два манежа на всю Россию, в которых можно нормально тренироваться и проводить соревнования – в Москве и Волгограде. Вот эта разница в качественной инфраструктуре особенно заметна на фоне тех же Франции и Великобритании.

– Наверное, нельзя не учитывать и тот момент, что наряду с привлечением в европейские сборные африканских спортсменов в Старом Свете работает все больше и больше американских тренеров?

– Естественно, только с тренерами получается наоборот. Все сильнейшие бегуны из Бельгии, например, или новая французская звезда в спринте Леметр давно учатся в США и работают с американскими тренерами.

– Тогда, может быть, и нам пойти по такому пути – отправить группу особо талантливых и перспективных в Америку или на Ямайку?

– Так вся Ямайка тоже в Америке сидит, а отправлять туда наших ребят – это проблематично. Пойти по нашим школам и набрать темнокожих детей, которые родились в России? Не думаю, что в этом выход. Ну есть у нас в тройном прыжке Люкман Адамс. Внешне типичный африканец, хоть и родился в Санкт-Петербурге, но качество его результатов все равно оставляет желать лучшего. На мой взгляд, не столько генетика, сколько климат в стране очень влияет на результаты. У нас же полгода зима, а легкая атлетика – все-таки летний вид спорта. Тренируясь осенью, зимой и весной под крышей, очень сложно развивать то, что мы бы хотели развивать. Ведь почему в тех же метательных дисциплинах у нас приток молодежи резко прекратился? Потому что за последние годы все поля, пригодные для метаний, переделали в площадки с искусственным покрытием.

– Может быть, что-то к московскому чемпионату мира изменится?

– Даже самая Большая спортивная арена требует реконструкции для того, чтобы там достойно провести мировое первенство. Можно сказать, что «Лужники» – это стадион, на который не ступает сегодня нога легкоатлета. То же «Южное ядро» больше не соответствует современным требованиям, которые предъявляются к тренировочной арене, – беговая дорожка старая, шершавая…. Больше всего я боюсь того, что в Москве к чемпионату мира ничего принципиально нового не сделают, соревнования проведут и обо всем забудут. Мы и раньше, и сейчас при встрече с Виталием Мутко говорили, что для нас было бы очень удобно готовиться в Новогорске, если бы там создали условия. Но пока государственной базы, кроме как в Сочи, у нас нет. Часть команды готовится там, часть – на частном стадионе в Адлере. Просто человек, который любит легкую атлетику, помогает таким образом. Но полгода назад и там возникли проблемы – «мастера» так положили беговую дорожку, что она поднялась, а поменять на новую, сами понимаете, не так-то просто. А государственные структуры, складывается впечатление, не хотят ничего развивать в этом плане. Но у нас 47 дисциплин, и всем нужны разные условия подготовки…

– Главный вывод, который вы сделали после этого чемпионата?

– Прежде всего будем разбираться с теми дисциплинами, в которых мы были лидерами, но золотых медалей не увидели. Это прыжки в длину, например у женщин, тройной прыжок… Второй год здесь ничего не получается у нашего лидера Надежды Алехиной. Прыгать за 15 метров на чемпионате России, показать 14,90 в Барселоне по ходу квалификации, а в решающий момент не выиграть… Здесь либо в психологии дело, либо в отсутствии базовой тренировки. Жалею, что не взяли в Барселону Андрея Сильнова, Дарью Клишину... Самое сильное разочарование на этом чемпионате я испытал как раз, глядя на женские прыжки в длину. Ничего не показал и Дмитрик в прыжках в высоту – выступил так, как он обычно выступает. Но мы следовали спортивному принципу отбора. Мы его сами создаем, за него ратуем, а потом сами же от него и страдаем.

– Где за оставшиеся до Лондона-2012 два года мы можем прибавить?

– Я думаю все-таки в метаниях. Сергей Литвинов, сам в прошлом замечательный спортсмен, а ныне тренер, к нам вернулся с группой молодых спортсменов. Сын его меняет гражданство, чтобы выступать за Россию… Лидерство в женских прыжках в длину должны вернуть обязательно. Мужской шест мы как-то незаметно потеряли, но сейчас, слава Богу, Евгений Лукьяненко (серебряный призер Олимпиады-2008. – «НИ») возвращается после болезни. Женским шестом должны заняться. А то есть Исинбаева, Феофанова великолепная, а дальше большие проблемы. В прыжках в длину у мужчин мы сегодня имеем трех спортсменов, способных прыгать за 8 метров. Павел Шалин здесь в Барселоне не попал в финал по чистой случайности – просто у молодых идет процесс становления. А вот с тройным прыжком проблем достаточно. Мало грамотных тренеров, вид очень сложный технически. Намного проще бегать спринт и при этом неплохо существовать. Но уверен, и в других дисциплинах молодежь подтянется. Сафронов вот неожиданно взял «бронзу» в марафоне. Усталова завоевала «серебро» на 400-метровке, Шустов порадовал в прыжках в высоту, а у Володи Краснова (бегун на 400 метров. – «НИ») каким удачным получился весь сезон… Развитие во всех командах идет волнообразно. Проблемы есть и у тех же французов. И у англичан. Но они хорошо развивают то, что уже имеют.

– В начале следующего года заканчивается срок дисквалификации у Елены Соболевой, Дарьи Пищальниковой, Гульфии Ханафеевой…

– Насколько я знаю, все они очень активно тренируются, и если вернутся так же, как Татьяна Лысенко (выиграла на чемпионате Европы «серебро» в метании молота. – «НИ»), это будет очень здорово. Вспомните, как в Барселоне выглядел женский диск... Будь здесь Пищальникова, она бы порядок навела…

Чемпионат Европы. Медальный зачет

З С Б Всего

1. Россия 10 6 8 24
2. Франция 8 6 4 18
3. Великобритания 6 7 6 19
4. Германия 4 6 6 16
5. Турция 3 1 0 4
6. Испания 2 3 3 8
7. Украина 2 3 1 6
8. Польша 2 2 5 9
9. Белоруссия 2 1 1 4
10. Хорватия 2 0 0 2

"