Posted 2 июня 2009,, 20:00

Published 2 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Депутат Госдумы Светлана Хоркина:

Депутат Госдумы Светлана Хоркина:

2 июня 2009, 20:00
В конце минувшей недели в Москве прошел этап Кубка мира по спортивной гимнастике, одним из гостей которого была двукратная олимпийская чемпионка, депутат Государственной думы Светлана ХОРКИНА. Прославленная спортсменка наблюдала за ходом соревнований самым заинтересованным взглядом, ведь она еще и вице-президент Федера

– Света, успешное выступление наших девочек в последнее время – на этапах Кубка мира или на недавнем чемпионате Европы, где Ксения Семенова завоевала «золото» в абсолютном первенстве, – позволяет говорить о том, что, по крайней мере, в женской гимнастике дела пошли на лад?

– В женской сборной появились два новых тренера – Александр Александров и Леонид Остапенко. Медали чемпионата Европы, другие последние успехи – это и их результат, они работают в правильном направлении, и будем надеяться, что наша женская гимнастика действительно пойдет в гору. Но с другой стороны, нельзя забывать, что чемпионат Европы не чемпионат мира. Там другой уровень борьбы, другие соперницы…

– Что нужно сделать в первую очередь, чтобы не затеряться на мировом уровне?

– Нашим девчонкам нужно опыта набраться прежде всего. Ведь одно дело, когда ты выходишь на помост на российском чемпионате, и совсем другое – на мировом. Чем выше статус турнира, тем больше вопросов к самой себе. Приезжаешь куда-то впервые, и не знаешь, чего ждать. Как готовиться, как тренироваться? До сих пор помню это состояние – глаза квадратные, дрожь в коленках… И получается, что лучшей оказывается та, у которой опыта больше. Не зря говорят, что главное богатство спортсмена – это опыт.

– А вообще вам нравится, как развивается сегодня женская гимнастика?

– Она идет в сторону артистичности, и это здорово. Нет уже такой постоянной «долбежки» – сложность, сложность и еще раз сложность. Теперь нельзя, словно робот, выйти на помост, отчеканить – и все. Сейчас у каждой гимнастки есть возможность как-то выделиться, надо только подумать как. Может, просто улыбнуться, как никто больше не умеет, хотя это и бывает иногда самым сложным… Я считаю, что хореограф – сегодня главный человек в команде. Именно он должен придумать нечто такое, чтобы девчонки наши были не похожи на других.

– Говорят, на недавнем мастер-классе в школе Леонида Аркаева в Саранске вы и сами прямо чудеса показывали на помосте.

– Сама от себя не ожидала (улыбается). Оказывается, еще кувыркаюсь так, что мама не горюй. Дети стали просить: «Тетя Света, покажите что-нибудь». Ну как откажешь? Начала кувырочки показывать и «включилась» по-настоящему. Такое делать начала…Вспомнила, наверное, всю гимнастику, с которой на своей последней Олимпиаде в Афинах выступала. Даже Аркаев не выдержал. Тебе, говорит, только подкачаться и можешь выступать.

– Ну и…

– Душой я, конечно, до сих пор еще на помосте, и соревнования мне смотреть интересно, но ходить в зал специально не тянет. Играю регулярно в теннис и пару раз в неделю плаваю в бассейне – мне этого достаточно для поддержания формы. Я бегаю много на работе, все время в делах, в разъездах… По этой причине из танцевального проекта на телевидении ушла, сначала согласилась, но потом поняла, что просто зашиваюсь. Почувствовала, что это такое – предел человеческих возможностей. Я и сейчас, если вы заметили, практически нигде не появляюсь, в светской хронике не мелькаю, потому что много времени провожу в поездках по регионам. Этот год – Год молодежи, очень много в связи с этим важных встреч, мероприятий. Вроде и отпуск скоро, но знаю, что полноценным он не получится, буду продолжать ездить по стране. А ведь я еще второе высшее образование получаю – в Академии госслужбы, на факультете стратегического управления.

– Политика затягивает?

– Очень. Чем дальше в лес – тем больше дров. Я человек амбициозный, всегда была максималисткой. Если ехала выступать на соревнования, то только на первое место настраивалась. За второе мне стыдно было смотреть болельщикам в глаза. И в сегодняшней жизни я такая же. В политике только-только начинаю что-то делать, но хочется большего. Хочу, чтобы результат моей работы запомнили, чтобы реальная польза людям от меня была. Вот и ставлю себе, как в спорте, цели поэтапно. Сегодня одному помогла, завтра другому, а послезавтра можно уже о других масштабах говорить…

– С какими проблемами обращаются люди к депутату Хоркиной?

– Проблем очень много, вплоть до того, что иногда какой-то забор покрасить надо, а что-то этому мешает. Все бывает. Жилищными вопросами приходится постоянно заниматься. Заметила и такую вещь – иногда человек приходит просто выговориться, с наболевшим, потому что в других местах его никто не слушает. Тогда я психологом работаю. Вот он достучался, выложил наконец свою историю, ему легче стало, и сразу голова у него совсем по-другому заработала. Ситуация уже не кажется безвыходной. Ты просто подсказываешь, куда пойти, что делать, на какой закон опереться…

– Проблемами спорта, той же гимнастики, тоже приходится заниматься?

– С проблемами спорта сталкиваешься постоянно, когда по детско-юношеским школам ездишь. Особенно в регионах. И за них сердце всегда особенно болит, потому что, пока мы не поднимем наш детский спорт, не будет у сборной никакой поддержки. О проблемах детского спорта я знаю не понаслышке. Моя младшая сестра Юля (тоже в прошлом гимнастка. – «НИ») сейчас не только тренер, но и завуч в спортивной школе. Я радуюсь, что она осталась в любимом виде спорта, у меня вот, например, такой тренерской жилки нет. Но... Тренеры в наших детских школах – больные в хорошем смысле слова люди. Им в пол поклониться нужно за терпение, за труд, который не сравнишь ни с чем и за который большинство из них получает всего 4 тысячи рублей. Мы должны решить их проблемы. Где-то зарплату тренерам мы уже подняли, но я прекрасно понимаю, что пока это капля в море.

– Света, а что вы можете ответить тем, кто считает, что спортсменов в нашей нынешней Госдуме, да и вообще в политике, чересчур уж много? Мол, чего они там заседают, делать-то все равно ничего не умеют…

– Я состоявшийся человек, я честный человек, страну нашу с детского возраста защищала. А что плохого, если спорт в Думе широко представлен? Что плохого, если я продолжаю не только свой вид спорта пропагандировать, но и людям помогать? Да и проблемы спорта мы все на себе прочувствовали, знаем изнутри. Конечно, я прекрасно понимаю, что нельзя объять необъятное, в чем-то я не разбираюсь. Но, во-первых, учусь, а во-вторых, рядом есть юристы, экономисты, которые помогают. Я думаю, что о бесполезности нас, спортсменов, говорят люди, в жизни не состоявшиеся. Знаете, Саша Карелин (знаменитый борец, также депутат Госдумы. – «НИ») хорошо сказал: «Многие политики работают в тени, но делают гораздо больше, чем те, кто сидит на пленарных заседаниях». И это правда. Я знаю, как он работает, я знаю, как я работаю. Поэтому доказывать что-то… Могу сказать только, что ответственность, которую на меня возложили мои избиратели, я очень четко понимаю. И лучшая оценка моей работы – благодарность людей. Она душу согревает.

– На общение с сыном время остается?

– Очень мало, но стараюсь находить его. Владиславу скоро четыре года, и лучшего занятия, чем проводить время с ним, я, честно говоря, не знаю. Каких бы успехов я ни добивалась, что бы ни делала, только сын дает мне жизненную энергию, заставляет быть красивой и сильной.

"