Posted 1 февраля 2010,, 21:00

Published 1 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Россия в «Формуле-1»

Россия в «Формуле-1»

1 февраля 2010, 21:00
В воскресенье вечером в Валенсии французская команда «Рено» официально объявила о подписании контракта с российским гонщиком Виталием Петровым (на фото). И это едва ли не главная сенсация нынешнего межсезонья в «Формуле-1». А для России это вообще прорыв. Очень давно наша страна пыталась попасть в мир самых быстрых мот

Российский болельщик впервые познакомился с миром «Формулы-1» в начале 90-х годов благодаря прямым телетрансляциям, организованным при содействии, между прочим, человека, поднявшего в нашей стране большой теннис – Шамиля Тарпищева. У нас «большие гонки» сразу полюбили нежною любовью. Автор этих строк, будучи студентом, не был исключением: помнится, «двойка» по сопромату стала заслуженным результатом просмотра накануне экзамена Гран-при Монте-Карло и последующего многочасового обсуждения итогов гонки по телефону. Только вот болеть тогда приходилось исключительно за иностранных звезд автоспорта. Кому-то был ближе Найджел Мэнселл, кому-то – Айртон Сенна, но отдельные уникумы фанатели и от Андреа де Чезариса. Изредка, конечно, раздавались голоса – мол, что вы нашли интересного в бдении за монотонно катающимися по кругу машинками? Но российские «формулисты» продолжали болеть – теперь уже за Михаэля Шумахера и Мику Хаккинена, Дэймона Хилла и Дэвида Култхарда. И не теряли надежды, что когда-нибудь удастся увидеть за рулем самого быстрого в мире болида и своего соотечественника. Или, что звучало также заманчиво, посетить лично этап чемпионата мира «Формулы-1» на родной земле.

Работать в этих двух направлениях в России начали незадолго до начала нового тысячелетия. В 1998 году состоялась официальная встреча Тарпищева (в качестве представителя мэра Москвы) с главой «Ф-1» Берни Экклстоуном. В результате появилось постановление о строительстве трассы для «Больших призов» в районе аэропорта «Шереметьево». Параллельно свои претензии на «Формулу» заявили Санкт-Петербург и Тула. Однако все осталось на стадии замыслов. Заинтересованные лица предлагали строить автодром и в Нагатинской пойме Москвы, и в Дмитровском районе Подмосковья, и в Волоколамске, но все прожекты срывались. То ли по бюрократическим причинам, то ли ввиду отсутствия спонсоров, то ли из-за невозможности сторон договориться по хозяйственным вопросам – грубо говоря, как делить прибыль и полномочия.

Такими же тщетными были и попытки внедрить в «Формулу-1» своего гонщика. Ближе всего к «Большим призам» подобрался Сергей Злобин, в 2002 году несколько раз участвовавший в тестах команды «Минарди». Однако поговаривали, что влачившая жалкое существование итальянская «конюшня» заключила контракт со Злобиным только по причине солидных денежных вливаний со стороны российских спонсоров. Ничего примечательного в этих тестах наш соотечественник не показал. Окончательно же звезда первого русского в «Формуле-1» закатилась после того, как Злобин рискнул принять вызов стритрэйсеров и безнадежно проиграл им уличную гонку по Москве. Также был близок к попаданию в первую «Формулу» еще один российский пилот Роман Русинов, но его имя раскручивали в СМИ не столь активно, как Злобина.

И вот наконец-то сбылось. Еще в середине прошлой недели стали появляться сообщения о том, что команда «Рено» подписала контракт с 25-летним россиянином Виталием Петровым, а в воскресенье вечером об этом объявили официально. Напарником нашего соотечественника во французской «конюшне» станет польский пилот Роберт Кубица. Перед началом предсезонных тестов в Валенсии Кубица и Петров представили публике новую машину R30. Россиянин будет выступать в Гран-при под 12-м номером.

Стоит напомнить, что у «Рено» довольно богатая история выступлений в «Больших призах». Дебютировала французская команда в «Формуле-1» еще в 1977 году. Именно в «Рено» добился своих первых побед на этапах Гран-при великий Ален Прост. Однако из-за финансовых проблем «конюшня» ушла из «Ф-1» в середине 80-х годов и вернулась только в 2000-м. В сезоне-2005 «Рено» впервые в истории завоевала Кубок конструкторов, а испанский гонщик команды Фернандо Алонсо стал лучшим в личном зачете. В следующем году «Рено» и Алонсо повторили это достижение, а затем наступил длительный спад. В конце 2007 года команду уличили в похищении у «Макларена» технической информации. А в ходе прошлого сезона выяснилось, что босс «Рено» Флавио Бриаторе подстроил аварию на Гран-при Сингапура-2008 с участием гонщика команды Нельсинью Пике и с целью помочь Алонсо одержать победу в гонке.

И тем не менее «Рено» – это имя в «Формуле-1», солидная марка с традициями. Сейчас у французской «конюшни» начинается, по сути, новый этап – новое руководство, новые пилоты, новые перспективы, новые надежды, которые связаны в том числе и с нашим Виталием Петровым. Теперь Россия будет болеть за «Рено».

Виталий ПЕТРОВ:«Это получилось благодаря отцу»

Сразу после презентации команды «Рено» российский гонщик дал пресс-конференцию.

– Виталий, что чувствуете в новой для себя роли пилота «Формулы-1»?
– Я счастлив. Произошло то, о чем я давно мечтал. Контракт с «Рено» я подписал утром в воскресенье, хотя решение присоединиться к французской команде принял три дня назад. Уже почувствовал ажиотаж на родине – мне звонят из России, но я отключил телефон. Хочу сосредоточиться на предсезонных тестах с командой, ведь «Формула-1» – новый для меня мир, и мне не хотелось бы ударить в грязь лицом.

– Как вы считаете, ваше появление в «Формуле» поможет организовать в России этап чемпионата мира?
– Я пытаюсь работать над этим вопросом уже несколько лет. Даже гоняясь в серии GP2, я постоянно говорил журналистам: посмотрите, Россия – огромная страна, мы заслужили принять этап «Формулы-1». Гран-при России обязательно должен появиться. Надеюсь, теперь мы добьемся реального прогресса в этом направлении.

– Какие ставите перед собой цели в данный момент?
– Пока что хочу просто почувствовать машину. С инженерами я уже общался, теперь мне нужно проехать хотя бы несколько кругов, понять, как управлять этим автомобилем. Надеюсь, это произойдет во вторник или в среду. Что касается чемпионата… Для начала хотелось бы просто добраться до финиша. А затем начать приносить команде очки.

– Опыт серии GP2 поможет?
– Уверен, что да. Ведь по большому счету смысл любых гонок одинаков – что в картинге, что в GP2, что в «Формуле-1». Хотя у таких пилотов, как Михаэль Шумахер или Роберт Кубица, есть большое преимущество – они начали карьеру в совсем юном возрасте. Я же начал гоняться всего восемь-девять лет назад.

– Неужели до этого вы вообще не сидели за рулем?
– Сидел. Когда мне было пять лет, я уже самостоятельно управлял отцовской «Ладой». Но о «Формуле-1» в тот момент совсем не думал. Не знал тогда ни о Шумахере, ни о ком-либо еще. Зато когда узнал, заинтересовался этим миром и захотел сюда попасть. Хотя моей первой мечтой было ралли. Но мне объяснили, что там можно ездить и в 30, и в 40, и в 50 лет.

– В прессе много говорят о том, что ваше появление в «Формуле-1» спонсировано большими российскими компаниями (речь шла о сумме в 15 млн. евро, якобы выделенных «Газпромом» и Сбербанком. – «НИ»). Это так?
– Нет. Единственный человек, которому я обязан приходом в «Большие гонки», – мой отец. Он всегда вкладывал в меня средства. И последние несколько лет спрашивал – ты готов к «Формуле-1»? Поначалу я отвечал отрицательно, говорил, что мне нужно набрать опыт. А в конце прошлого года понял, что момент настал. Так что те деньги, благодаря которым я появился здесь, дал мне отец. И его друзья. А в дальнейшем я очень надеюсь на помощь других спонсоров. Хотя сейчас перспективы в этом плане туманные – автоспорт в России, похоже, никого не интересует.

– У вас есть кумир в «Формуле-1»?
– Да, это Михаэль Шумахер. Когда я заинтересовался «Формулой», он был на вершине своей карьеры. И мне всегда хотелось посоревноваться с ним. Поэтому я очень рад, что Михаэль вернулся.

– Чрезмерное уважение не помешает вам биться с Шумахером на равных?
– Уверен, что нет. Когда я на трассе, мне все равно, кто мои соперники – пусть даже это будут папа или мама. Я обязан драться. Но не безумно, конечно, драться, а корректно.
Подготовил Андрей СИМОНЕНКО

"