Posted 30 июня 2008,, 20:00

Published 30 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Не «Дакар»

30 июня 2008, 20:00
В субботу завершился первый в истории автоспорта ралли-рейд «Трансориенталь», который стартовал в Санкт-Петербурге и финишировал в Пекине. Заменить легендарный «Дакар», на что рассчитывали организаторы соревнования, не удалось. Сильнейшие команды на марафон по территории России, Казахстана и Китая не приехали, пресса в

Когда Рене Метж только загорелся идеей провести ралли-рейд «Трансориенталь», он еще не знал, что марафону предстоит побороться за звание главного на планете. Француз организовывал ралли-рейды по маршруту Париж – Москва – Пекин и Санкт-Петербург – Пекин еще в конце прошлого века. Тем не менее сам Метж всегда понимал: пока есть «Дакар» никакой другой марафон затмить его не сможет.

Но нынешней зимой африканский ралли-рейд не состоялся – из-за угрозы террористических актов организаторы приняли решение его отменить. Об этом стало известно буквально за день до предполагаемого старта «Дакара»-2008. Команды и пилоты уже были готовы к борьбе, собрались в Лиссабоне – в столице Португалии должна была начаться гонка. Для них отмена марафона стала ударом. Несмотря на то, что ралли-рейды – не самая затратная дисциплина мирового автоспорта, «Дакар» всегда требовал от участников солидных финансовых вложений. Многие команды заручились поддержкой спонсоров и, что самое главное, уже потратили большую часть средств на подготовку машин, оплату пути до Лиссабона. Для многих частных «конюшен» отмена гонки обернулась банкротством. Команды автомобильных производителей пострадали в меньшей степени, но и для них ущерб был велик. А гонщикам во что бы то ни стало надо было рассчитаться со спонсорами. Причем единственным способом, которым они умеют, – участием в гонках. Вот только соревнования, сопоставимого по масштабу и популярности с «Дакаром», в мире больше нет.

Именно в этом был шанс Метжа. «Трансориенталь», который к тому моменту уже готовился около года, мог стать альтернативой «Дакару». Дистанция нового марафона длиннее африканского – 10 тыс. км. Маршрут, как уверяли организаторы, почти такой же интересный. К тому же другие альтернативы, которые предлагались организаторами Кубка мира по ралли-рейдам, с «Дакаром» были не сопоставимы. Кроме того, у «Трансориенталя» есть и история. Марафоны Париж – Москва – Пекин пользовались популярностью еще в начале 90-х.

Тем не менее сильнейшие команды на «Трансориенталь» так и не поехали. Главная причина – отсутствие внимания со стороны средств массовой информации. Марафон пришелся как раз на тот период, когда вся Европа пристально следила за футбольным чемпионатом. Вдобавок ко всему «Трансориенталь» стартовал за два дня до того, как во Франции состоялась одна из главных гонок всего автоспортивного сезона – «24 часа Ле-Мана». Впрочем, изначально Метж и не планировал создавать гонку такого же масштаба, как «Дакар». Поэтому и даты были подобраны не слишком тщательно.

Таким образом, ралли-рейд, который мог бы заменить «Дакар», не отвечал главному требованию: не имея поддержки со стороны прессы, команды не могли гарантировать спонсорам отдачу от вложенных средств. В итоге представительный состав собрался лишь в классе грузовиков, где силен авторитет «КамАЗ-Мастер». Организаторы «Трансориенталя» пробились на ТВ – пусть в не самое удобное время, но его показывали по одному из российских каналов. И тем самым смогли привлечь внимание «КамАЗа». Семен Якубов, руководитель гоночной команды, смог уговорить участвовать в ралли и своих соперников из MAN. Но в остальных классах сильнейшие не участвовали: в зачете внедорожников не было ни Mitsubishi, ни Volkswagen, да и сильнейшие мотогонщики марафон игнорировали, предпочтя ему этап Кубка мира в Бразилии.

Пресса все же вспомнила про «Трансориенталь», но поводом для этого стали вовсе не спортивные подвиги участников. Погибли два гонщика. Ралли-рейды еще раз подтвердили репутацию одной из самых опасных дисциплин мирового автоспорта. Вины организаторов ни в одном из трагических инцидентов нет. Китайский гонщик Сю Лан пытался вытащить застрявший автомобиль, но крепления троса не выдержали и, оторвавшись, ударили пилота по лицу. Вскоре он был доставлен в одну из клиник Оренбурга, но травмы оказались слишком серьезными – Лан погиб. Практически сразу после этого случилась и вторая трагедия. На сей раз с участием российской команды. Владимир Чагин, пятикратный победитель «Дакара», сбил французского мотоциклиста. Филипп Тонин долго не хотел пропускать наш грузовик вперед, несмотря на то, что тот ехал намного быстрее. В итоге Чагин решился на обгон по обочине. «Мы ускорились и повернули, но он неожиданно бросился прямо нам под колеса», – рассказал позже Владимир. Бригада спасателей прибыла на место аварии спустя пять минут и констатировала смерть мотоциклиста. Чагин в аварии был признан невиновным. По правилам он мог продолжать гонку, но команда приняла решение сняться с ралли. На тот момент в классе грузовиков шла напряженная борьба. Чагин отставал от голландца Ханса Стейси всего на 15 минут, что для ралли-рейдов – отрыв символический, но трагедия лишила марафон практически единственной интриги.

Заменить «Дакар» организаторам «Трансориенталя» не удалось. Возможно, что пока. В африканские пустыни ралли-рейды еще долго не вернутся, ведь обстановка на Черном континенте становится все более нестабильной. Сам «Дакар» в 2009 году переедет в Южную Америку, где пройдет марафон по территории Аргентины и Чили. Вполне вероятно, заменить африканский «Дакар» не сможет и эта гонка, и тогда у «Трансориенталя» появится второй шанс.

"