Posted 30 октября 2011,, 20:00

Published 30 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:14

Updated 8 марта, 06:14

Коллективное сознательное

Коллективное сознательное

30 октября 2011, 20:00
Рекордный миллион просмотров собрал на днях один из видеороликов, присланных на «конкурс», инициированный известным блогером Алексеем Навальным. Состязание политических роликов – одна из немногих громких акций, затеваемых блогерами в Сети практически ежедневно. «НИ» рассмотрели самые интересные примеры проявления гражд

Больше половины населения страны готовы объединяться, чтобы решать какую-то общую проблему, утверждает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Сейчас люди объединяются, главным образом, с помощью Интернета и социальных сетей. Группа аналитиков Центра Беркмана по изучению Интернета проанализировала 5 млн. блогов и выяснила, что дискуссионное ядро наиболее активных пользователей в России составляет 12 тыс. блогеров. Это и есть те самые социально-ориентированные люди, которых можно назвать подлинными «активистами» гражданского общества.

Надсмотрщики над государством

Одна из функций, которые берут на себя блогеры, – контроль над исполнением органами государственной власти своих обязанностей. Так произошло в случае с питерским студентом Федором Горожанко, вступившим в борьбу с недобросовестными коммунальщиками. В прошлом году в его квартире начало течь с потолка. После десятка оставленных без ответа жалоб г-н Горожанко создал сайт под названием «zalivaet.spb.ru» с описанием проблемы. На сайт пришли сотни обращений товарищей по несчастью. Федор Горожанко рассказал «НИ», что ему удалось вывести на митинг 300 человек – он разослал людям, оставлявшим жалобы на сайте, электронные письма.

Позже на портале появился раздел «Гражданский контроль» для сбора жалоб на коммунальщиков. В разделе есть информация о восьми тыс. домах, вошедших в ремонтные программы, об их управляющих компаниях, о сроках и видах ремонтов и выделяемых на это суммах. «За два года работы сайта на него поступило почти четыре тысячи жалоб на ремонт. Очевидно, что программы ремонта провалены. Даже руководство города это признало», – говорит Федор Горожанко «НИ». В сентябре этого года сайт Горожанко признали лучшим гражданским успехом. Ежедневно его посещают около 800 посетителей, а в особо актуальные периоды – до 3,5 тыс. в день.

Федор Горожанко лишь один из немногих активных блогеров, взявшийся контролировать власть. Самый яркий пример – широко известный проект Алексея Навального «Роспил», выявляющий коррупционные госзакупки и финансируемый за счет добровольных пожертвований. Сумма контрактов заказов, по которым удалось пресечь нарушения закона, за полгода работы проекта составила более 7,5 млрд. рублей. Также Навальный неоднократно заявлял о хищениях в ряде крупных компаний, после чего в них производились проверки.

Особой популярностью пользуется у блогеров дорожная тематика. Например, еще один проект Навального «Росяма» представляет собой портал, контролирующий состояние дорог. Водитель, заметивший дорожный дефект, выкладывает информацию о нем на интерактивную карту «Росямы», после чего составляется заявление в местное отделение ГИБДД. Если яму не ремонтируют за положенные 37 дней, жалобу отправляют в прокуратуру. Блогеры насчитали уже 10 тыс. 397 дефектов, из которых исправили 2245. Еще одно из знаменитых сообществ с дорожной тематикой – «Синие Ведерки», выступающее против незаконного использования чиновниками спецсигналов на дороге. Сообществу на днях исполнилось полгода, оно регулярно проводит акции протеста. Совсем недавно появились сообщества блогеров, которые взялись помогать столичным властям в борьбе с транспортными проблемами. Так, ЖЖ-сообщество «moya_moskva» собирает предложения по организации системы дорожного транспорта и дает советы руководству Московского метрополитена.

«То, что люди пытаются повлиять на реальность через Интернет, – это эволюция общества, – комментирует «НИ» активность пользователей известный блогер Антон Носик. – Сейчас обычному человеку гораздо легче узнать, что он может сделать и каким способом, найти единомышленников или воспользоваться чужим опытом. Интернет – это мощный современный инструмент».

Вынесут сор

Благотворительность – еще одна сфера, в которой ощущается нарастающая гражданская активность населения. «Россияне включаются в добровольные пожертвования через Интернет», – рассказывает в беседе с «НИ» о результатах своих наблюдений директор Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова. По ее словам, всплеск благотворительности наблюдался во время пожаров знойным летом 2010 года, когда блогеры собирали деньги и одежду для погорельцев.

Медиаэксперт Антон Носик поделился своим опытом благотворительного интернет-фонда «Помоги.org». С помощью фонда на социально-медицинские нужды привлекли 175 млн. рублей. «Кто-то дает рубль, кто-то пять рублей, кто-то тысячу, и как бы мы собирали эти деньги без Интернета, я не знаю», – говорит Носик «НИ».

Однако пока россиян, готовых пожертвовать деньги через Интернет, всего 1% (милостыню на улицах дают 38% наших соотечественников). Всему виной тут недоверчивость российских граждан. По словам Ирины Мерсияновой, только 18% россиян полагают, что другим людям можно доверять (среди шведов, к примеру, таких более 60%). «Даже во время всплеска благотворительности в связи с пожарами людей, которые жертвуют деньги, не стало больше. Просто те же самые люди поменяли канал пожертвований», – утверждает г-жа Мерсиянова.

Россияне между тем готовы жертвовать не только своими деньгами, но и своим временем. Яркий тому пример – акция «Блогеры против мусора», когда 15 тыс. активистов в 92 городах России дружно провели субботники. В конце этого лета в городе Братск Иркутской области блогеры вместе с представителями СМИ собственноручно тушили пожар в местном парке культуры и отдыха.

Также неравнодушные граждане образовали сообщество волонтеров, которое ищет пропавших детей. Добровольцы распространяют информацию о потерявшихся детях в Интернете, в СМИ, расклеивают листовки, прочесывают районы, где ребят видели в последний раз, опрашивают местных жителей. «Содружество не берет на себя функции МВД, МЧС и других специальных государственных служб, а сотрудничает с ними», – утверждают блогеры.

Выбраться из Сети

Блогосфера становится реальной площадкой и для политиков, которые устраивают свою предвыборную кампанию, не вставая из-за компьютера. Например, 29-летний депутат-самовыдвиженец Екатеринбургской городской думы Леонид Волков смог добиться на выборах перевеса почти в 400 голосов из-за того, что общался с избирателями прямо на своей страничке в социальной сети. Позже последовать его примеру решили другие блогеры из Екатеринбурга и Перми, которые также стали использовать в качестве избирательной площадки виртуальное пространство.

Сейчас создатель сайта «zalivaet.spb.ru» Федор Горожанко также вдвинулся кандидатом в депутаты законодательного Санкт-Петербурга. Г-н Горожанко заявляет, что идет во власть для того, чтобы работать за нее.

«Сегодня интернет-сообщество может помочь «своему» кандидату. Избирательная кампания Обамы это доказала», – напоминает «НИ» преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Илья Стечкин. Но, по словам Ильи Стечкина, для начинающих «интернет-политиков» есть два препятствия. Во-первых, наиболее продвинутые молодые пользователи в России аполитичны, а во-вторых, даже продвинув «своего» кандидата в Сети, нельзя быть уверенным, что его политическая карьера пойдет в гору.

«Действием в один клик»

Несмотря на все видимые успехи блогеров, по данным Центра исследования гражданского общества, Интернет не сильно увеличил число вовлеченных в реальную гражданскую деятельность людей – просто активисты получили новый, более удобный, дешевый и быстрый канал коммуникации, а потому об их поступках смогли узнать большее количество людей. «Все основные события происходят в офф-лайне, Интернет только помог людям скоординироваться», – подтверждает Илья Стечкин. «Готовность человека участвовать в какой-либо акции зависит от его оценки шансов на успех. В России существует дефицит готовности к сотрудничеству», – комментирует «НИ» проблему профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) Александр Долгин.

Не в пользу блогеров играет и тот факт, что Интернет в России не является повсеместно распространенным средством коммуникации, поэтому пока все прелести виртуального гражданского общества по-прежнему доступны лишь избранным.

Иногда случается, что блогосфера не способствует увеличению сознательности граждан, а переводит ее в другую, менее активную форму. Например, социальные сети спровоцировали любопытный феномен под названием «Действием в один клик». «Вы не выйдете на улицу в поддержку демонстрантов, но вы можете кликнуть на значке «мне нравится» в соцсети, тем самым успокоить свою совесть ощущением сделанного дела и оказать эмоциональную поддержку тем, кто все-таки вышел на улицы», – рассказывает об этом явлении Илья Стечкин.

Их мнение – общественное мнение

Часто для того, чтобы повлиять на общественное мнение, не обязательно даже проводить «акции в реале». Илья Стечкин рассказал о достаточно безопасном типе гражданской интернет-активности – демонстрации отношения к какому-либо факту. Например, после ДТП с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова пользователи Сети поставили аватарки в социальных сетях с подписью: «Я не заправляюсь на «ЛУКОЙЛе». «Блогеры за счет такого флэш-моба хотели повлиять на общественное мнение. Акция была направлена на создание негативного образа в Сети», – отмечает Илья Стечкин.

Изменить реальность блогеры могут еще и с помощью контроля над традиционными СМИ. Стечкин приводит пример США, когда блогер уличил агентство Reuter в фальсификации фотографий. Его поддержали тысячи блогеров, и дело предали огласке. «У нас в стране такие примеры пока не действуют. Когда блогеры открыто заявляют, что «Вести-24» показывают видеоряд первой ливанской войны, выдавая его с фронта второй, высказывания проходят без последствий. Или же когда репортаж о том, как «Наши» убирают Химкинский лес выходит на день раньше реальных событий, и это замечают блогеры, многие СМИ даже не считают нужным извиниться», – говорит Илья Стечкин.

Виртуальное станет реальным?

«Люди объединяются в сообщества для того, чтобы там убедиться в правильности своих взглядов, – рассказал «НИ» завкафедрой новых медиа журфака МГУ Иван Засурский. – Интернет возвращает психологию толпы. Важен сиюминутный выхлоп эмоций по поводу какого-либо политического события в стране. Заставляет людей объединяться что-то общее: враги в виде социальных проблем или интересы». По словам г-на Засурского, механизм образования сообществ таков: «В каждом действует коллективная психология с общим видением проблемы. Событие, затрагивающее интересы сообщества, является призывом к действию. В сообществе находится участник, который берет на себя роль лидера и побуждает к действию. Дается это нетрудно, потому что все уже эмоционально подготовлены к этому».

«В процессе самоорганизации люди проходят три этапа. Первый – обнаружение единомышленников. Есть ли в принципе люди, с которыми вообще стоит объединяться в некую группу? Второй шаг – это состыковка единомышленников в группу. Третий – коллективная деятельность. Интернет сейчас решает первую задачу», – рассказал «НИ» профессор НИУ-ВШЭ Александр Долгин. По его мнению, для дальнейшего развития гражданского общества нужна реальная, а не декларируемая готовность людей вносить свою лепту. По мнению г-на Долгина, повысить уровень гражданской активности поможет большая прозрачность Сети, например, когда видно, кто и как проголосовал в интернет-опросах, какие именно люди состоят в интересующем блогера сообществе. Александр Долгин, уверен, что способность к гражданственности – это в первую очередь вопрос удобных инструментов самоорганизации, например – социальных сетей в Интернете, а уже во вторую очередь – вопрос личных качеств людей, например их сознательности. «Технически к появлению гражданского общества в России все готово. Осталось превратить это в широкую социальную практику», – резюмировал профессор.

"