Posted 30 октября 2003,, 21:00

Published 30 октября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Ордена для мародеров

30 октября 2003, 21:00
На днях был вынесен приговор преступнику, ограбившему генерал-майора авиации Красовского: 8 лет лагерей строгого режима. Суд отклонил обвинение в непредумышленном убийстве. Но факт остается фактом: имя генерала пополнило список жертв охотников за орденами и медалями. И список этот будет пополняться, пока в России колле

Генерал на пенсии был адептом КПРФ. Со своим убийцей – Колиным он познакомился на демонстрации 1 Мая: тот представился журналистом, попросил об интервью для оппозиционной газеты. «Какой лакомый кусок!» – подумал журналист-самозванец, взирая на ордена Красовского. «Какой славный молодой человек!» – подумал пенсионер. И позвал Колина в гости. Пока хозяин заваривал на кухне чай, гость отшпиливал от его пиджака Золотую Звезду Героя. Потом, при встрече со скупщиком краденого, выяснилось: это муляж, заказанный, чтобы настоящую «звезду» не поцарапать или, не дай боже, потерять. Славный молодой человек снова напросился в гости. Повернул защелку на двери туалета, когда туда зашел старик. Перерезал телефонный шнур. Заодно с орденами прихватил ноутбук, по которому его потом и вычислили: компьютер был по дешевке продан Колиным на «Горбушке». Дилеру «черного рынка» всего за 200 «зеленых» он уступил Золотую Звезду прославленного конструктора советских ракет, учившего в Академии им. Жуковского наших первых космонавтов...

Речь не о том, кем был Александр Александрович Красовский. Окажись на его месте какая-нибудь новая русская старуха-процентщица – все равно жутко представить ее запертой в уборной, тщетно взывающей о помощи, лезущей в узкое окно ванной, падающей головой об пол, осознающей, лежа в луже крови: ну, вот и все!

Любая насильственная смерть отвратительна. А уж если ей предшествует еще и унижение...

Здесь надо бы в очередной раз обрушиться на растлителей России, которых столь недолюбливал покойный, – на буржуинов проклятых. Дух наживы, мол, отравил всех и вся. Но вот какая странная вещь: ровно за двадцать лет до гибели генерал-майора Красовского был убит в своей квартире в центре Москвы, на Тверском бульваре, Герой Советского Союза адмирал Холостяков. Муровцы напали на след преступной группы, в которую среди прочих входили муж и жена Калинины. Представляясь ветеранам журналистами (в точности, как Колин), они совершили 39 краж орденов, медалей и наградного оружия, похитили свыше 50 орденов Ленина, полдюжины Золотых Звезд. Адмирал стал их второй жертвой, первой была безвестная пенсионерка-фронтовичка из-под Иванова. Приговор Калининым вынесли куда суровее, чем их «коллеге-журналисту» Колину: жене дали 15 лет, мужу – «вышку».

Бизнес этот, как видим, зародился в застойную пору. Может, и спровоцирован он был щедрым «звездопадом» тех лет: Брежнев и себя Золотыми Звездами баловал, и своих сатрапов не обделял, и честным труженикам раздавал. Потом грянула перестройка, рухнул Союз нерушимый. Началась повальная мода на обломки империи – в особенности на те, в которые вкраплены были крупицы золота...



Сергей Р., фалерист:

«Я в детстве собирал марки, но с 92-го стал коллекционировать советские ордена и медали. Ценность коллекции зависит от удачи, от интуиции, от того, насколько раньше других ты сумел уловить конъюнктуру. Это сегодня СССР для нас история, а тогда был вчерашний день. И все лучшие коллекции сформировались в ту пору. Торговцы на Старом Арбате, в Измайловском парке, у магазина «Нумизмат» на Таганке быстро сориентировались: орден Суворова стоил с рук три тысячи баксов. Естественно, продавцы предпочитали иностранных клиентов. Среди туристов появлялось все больше фалеристов, понявших – это золотая жила!»

За два-три года ордена и медали СССР стали «мейнстримом» на коллекционном рынке, и предложения намного превышали спрос. Потом начали особо котироваться награды с документами, резко подскочили в цене ордена и медали известных людей. Когда рынок сформировался, устоялись и расценки. Ни для дилеров, ни для фалеристов не являлось страшной тайной, что львиная доля наград – краденые.

Пресса все чаще сообщала о разбойных нападениях на ветеранов. Гастролеры из Тульской области убили 78-летнего Ивана Курапова. На рынке у Щелковского автовокзала выяснилось, что большинство наград старого солдата – юбилейные, для фалеристов не представляющие никакой ценности. За ордена Отечественной войны, Красной Звезды и Красного Знамени им удалось выручить всего 125 рублей. Суд приговорил мародеров к 10 и 11 годам лишения свободы.

Более громким оказалось «наградное дело» Карманова, который, представляясь директором военно-исторического музея, втирался в доверие семьям легендарных полководцев. При обыске у него было изъято 25 орденов и 68 медалей, принадлежавших Буденному и Жукову, Рокоссовскому и Кожедубу, Горшкову и Москаленко. Тогда же сотрудники МУРа задержали «журналиста» Кудрявцева, жителя Белоруссии. В его кейсе, помимо военных наград, лежали тетради с вырезками из двухтомника «Герои Советского Союза», рядом с фотографиями были сделаны какие-то пометки. «У этих я уже побывал, этих прощупывал, а те уже умерли», – объяснил смысл своих загадочных письмен Кудрявцев...

Надо было как-то с «фалеристским беспределом» кончать. 50-летие Победы (и надвигавшиеся выборы) вдохновили президента Ельцина на указ в защиту наград государства, которое он сам же развалил. Так в Уголовном кодексе появилась статья 324-я: «Незаконные приобретение или сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР – наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Однако запрещение такого рода «странностей любви» в России, увы, чревато насилием. Единственный метод борьбы с «черным рынком» покупки и сбыта орденов и медалей – его легализация. Антикварные лавки, клубы, аукционы, лицензирование. В противном случае владельцы наград, коллекционеры и торговцы будут оставаться «группами риска», уравненными законом, но движимыми к общей цели разными мотивами.



Роман Ш., дилер «черного рынка»:

«Подобные законы, кроме России, есть лишь на Кубе и в Северной Корее. Рассуждая здраво, если тебе дали орден, он тебе принадлежит. Он – твое имущество. Ельцинский указ ударил больнее всего не по криминалу, а по тем, кому деньги нужнее, чем лежащая в комоде цацка. Ну и по фалеристам, конечно: 324-я статья УК их всем скопом причислила к преступникам. А как еще могут они пополнить коллекцию, если не с моей помощью? И как я могу им еще помочь, если не купив орден у владельца или посредника? Что вообще такое – этот закон, если не дискриминация? Ни к собирателям оружия, ни к коллекционерам картин подобные меры не применяются. После того как в Балакове пару лет назад были обнаружены сданные в ломбард ордена, а прошлым летом муровцы совершили налет на клуб фалеристов на проспекте Андропова, нам ничего другого не остается, кроме конспирации, конспирации и еще раз конспирации...»

Роман озабочен, конечно, в первую очередь своим бизнесом. Но в одном прав: ордена – все-таки не части живого организма. Это лишь знаки, зримые символы достойных поступков. Да, советская эпоха еще слишком близко, еще живут рядом с нами тысячи ветеранов, для которых ордена – последнее, что имеет для них истинную цену. Мы должны с уважением относиться к их негодованию, когда пролитая кровь оценивается в у.е. Но все-таки лучше разобраться наконец с торговлей орденами, чем внушать орденоносцам страх опять пролить кровь – уже не за Родину, а невесть за что. Лучше признать золотые звезды историческими реликвиями, чем рисковать все новыми жизнями, не имеющими цены...



Чего стоят адмирал Нахимов и гетман Хмельницкий?

Из советских наград наиболее ценится фалеристами орден Победы, которого удостоились 12 человек (последним из награжденных был Л.И. Брежнев). Одним из кавалеров ордена являлся генерал Эйзенхауэр, впоследствии президент США. После его смерти орден был продан наследниками за несколько миллионов долларов. Из остальных военных наград рекордсмен стоимости – орден Ушакова 1-й степени: 25 тыс. долл. За Нахимова 1-й степени можно получить 10 тыс. «зеленых», Богдан Хмельницкий «тянет» на 4 тыс. Золотая Звезда Героя Советского Союза – 650–1000, орден Отечественной войны 1-й степени – 200, Красной Звезды – 150, Ленина – 500–800. Среди медалей наиболее редки две, связанные с морской тематикой: Ушакова (100–120 долл.) и Нахимова (90–100). Все остальные медали – по 10–25 долл. Из наград России следует отметить орден «За личное мужество»: его стоимость колеблется от 800 до 1000 долл.

-----------
"