Posted 30 августа 2004,, 20:00

Published 30 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Очарование старины

Очарование старины

30 августа 2004, 20:00
Известная московская художница по куклам Галина Масленникова восстановила свое родовое поместье в селе Заречье Владимирской области. Она не только отреставрировала огромный 2-этажный дом, выстроенный в старорусском стиле в середине XIX века, но и воссоздала в нем купеческий быт и, главное, атмосферу того времени. Тепер

Последней владелицей родового поместья купцов Думновых была бабушка Галины – Екатерина Федоровна. Она осталась молодой вдовой с четырьмя дочками после внезапной смерти мужа, деда Галины – текстильного фабриканта Сергея Ивановича Думнова. До самой революции молодая женщина не только вела все хозяйство большого дома, но и руководила производством. А оно было огромным: порядка 20 ручных шелкоткацких станков для бархата в цехе за домом и более ста станков в аренде у сельских ткачей. Плюс несколько десятков машин для намотки и скручивания шелковых нитей.

Дом

В Заречье Думновых любили и уважали, гордились родством с ними – ведь они построили в селе школу (один из Думновых был попечителем сельской школы, писал учебники по математике), открыли сельскую больницу для своих работников-ткачей и содержали ее на свои деньги. А прадед Галины Иван Фадеевич Думнов вместе со своим братом Егором выделили больше всех денег на строительство сельского храма, «прекрасного во всех отношениях...», и вели это строительство. Службы в этом храме идут и по сей день. Никогда Думновы не отказывали в помощи и жителям села: давали деньги на строительство домов, лошадей на различные работы. Однако это не помешало после революции отобрать у фабрикантов все.

После революции разрушено было не только производство Думновых, уничтожили весь уникальный промысел в регионе. Ведь пролетариату не нужен ни шелк, ни бархат… Потому и крушили в конце 20-х годов сложнейшие шелкоткацкие станки, отправляли на Колыму бывших хозяев фабрик, дававших работу всему населению

огромного Покровского уезда. В лагерях погибли все мужчины из рода Думновых. Но уцелели два дома двух братьев этой семьи.

«Мама часто рассказывала мне о доме в Заречье, но я все никак не могла туда съездить. Выбралась только осенью 1999 года. Увидев дом, обомлела – не ожидала, что он может быть таким огромным и все еще очень красивым, хотя за годы после революции в нем были и общежитие, и роддом, и склад, и, в конце концов, школа. Но к моему приезду дом был уже пуст».

Галина активно принимается за дело. В нашей стране нет законов, возвращающих дореволюционную собственность наследникам. Чтобы выкупить наследный дом у государства, этой хрупкой женщине пришлось пройти сложный путь длиною в год.

Дому не только придали первоначальный вид, но и провели современные инженерные сооружения: отопление, водоснабжение, вентиляцию, сантехнику. Мебель, предметы быта собирали по всей Владимирской губернии, но в доме все встало на свои места, было с любовью размещено Галиной, которая хорошо помнит рассказы мамы о родовом гнезде. Все это (вместе с запахом русской печи) и создало в поместье атмосферу жизни большой русской семьи конца XIX – начала XX века, жившей размеренной жизнью в труде, чтившей Бога и из поколения в поколение занимающейся любимым делом. Обстановку купеческого быта восстановили во всем доме, кроме одной комнаты, где, как продолжение истории жизни семьи Думновых после революции, воссоздали интерьер 20–30-х годов XX века. Тут и пухлый диван с валиками, никелированная кровать-полуторка с подзором, вышитые и вязанные руками салфеточки и занавески, желтый абажур с кистями над столом, первый довоенный приемник и мамина швейная машинка «Зингер».

Сейчас реставрация дома позади. Дом снова красив, уютен, каждое его окошко заботливо укутано и приветливо светится по вечерам. И едут сюда многочисленные гости и друзья Галины.

А Галина вынашивает новые планы: хочет поставить за домом светелку для ткачей, станок, машину для намотки шелка. Пока в качестве музейных экспонатов. «Но кто знает, может, и получится вернуть в этот край исторический промысел», – улыбается неугомонная хозяйка.

Куклы

Под кукол в доме отдали большое помещение на первом этаже. Заходишь туда и словно попадаешь в маленький кукольный театр. Это не просто выставка, это воссозданная в миниатюре русская деревня. Таким когда-то был мир за окнами Галининого дома. Кстати, идея выкупить свое родовое гнездо пришла к Галине, когда созданных ею кукол стало слишком много – уже вполне хватало на несколько хороших выставок. Ведь заниматься уникальным производством Масленникова начала больше десяти лет назад. А вот мастерить кукол Галина нигде не училась. Она делала их с раннего детства, придумывала им бесконечное множество красивых нарядов. Окончив технический вуз, продолжала с увлечением рисовать и шить наряды для своих друзей и близких. Дочку одевала как куклу. А как только позволили время и обстоятельства, Галина бросила скучную работу с техникой и вернулась к любимому занятию – делать кукол.

В Москве Галина создала целую мастерскую «Русские куклы». Она не только художественный руководитель мастерской, автор всех персонажей, но и талантливый организатор. Ведь сумела объединить в своей мастерской самых разных мастеров из различных регионов России.

Каждая ее кукла выполнена и одета с исторической точностью. Среди персонажей – жители самых разных регионов России. Это не игрушки, а куклы – образы русской деревни, каждая находится в соответствующей обстановке. Вот баба с ухватом и чугуном в деревенской избе, где и миниатюрная русская печь, и другие предметы быта. А вот крестьянка на ярмарке – и перед нами не только лавки с товаром, но и ярмарочные

развлечения: карусель, столб с призом, на который лезет босой мальчишка. Все костюмы, миниатюрные балалайки, саночки, сундуки, прялочки, самовары… мастерят только из натуральных материалов (глина, лоза, лыко, береста) и тканей. А отделка утвари (роспись, резьба) выполняется исключительно в народных традициях.

Галина Масленникова продолжила традиции русской художественной куклы, которые существовали в России до революции. Еще в 1880 году в Москве в мастерской М. Мамонтовой начали выпускать этнографические куклы – красавиц с фарфоровыми лицами. Тогда «мордашки» поставлялись из-за границы, и лицо заграничной фрау плохо сочеталось с русским национальным костюмом. После революции кустарные куклы были забыты. Их заменили резиновые и пластмассовые головки-маски фабричного изготовления.

Мастерская Масленниковой сумела вернуть утраченные традиции артельного художественного производства. Удалось решить и ключевую задачу в кукольном производстве: кукольная головка из гипса, сделанная по авторской технологии гораздо органичнее, чем фарфор, сочетается с костюмом и атрибутами из натуральных материалов. Поэтому можно смело сказать, что Галина Масленникова дала русской артельной кукле вторую жизнь.

Уже больше десяти лет Галина Масленникова принимает участие в престижных российских и зарубежных выставках. Она входит в число самых известных художников по куклам, а изделия мастерской признаны изделиями народных художественных промыслов. Но это все регалии. А в жизни… Не нашлось пока ни одного человека, который, увидев бы ее кукол или тем более ее дом, не ахнул, не удержавшись: «Ну, надо же какая красота!» В родовом поместье Галины чувствуешь себя как-то иначе, торжественнее, что ли, потому как созданный Масленниковой по всем законам искусства мир не бездушен и холоден, он погружает в пленительную атмосферу ожившей старины.

"