Posted 30 августа 2004,, 20:00

Published 30 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Полеты наяву

Полеты наяву

30 августа 2004, 20:00
Надо заметить, что Россия – главный поставщик пуантов на весь мир. Мы единственная страна, в которой балетная обувь ручной работы. Примы Большого театра и Мариинки танцуют в российских туфлях. Такой изготовитель в России только один – фирма «Гришко».

Танцующая балерина – синоним легкости, образ грациозности, но мало кто из зрителей задумывается над тем, какими тяжелыми тренировками достигается эта легкость и грациозность. Есть и еще один секрет, без которого не существовало бы классического балета. Пуанты.

Туфельки профессионалки выбирают тщательно. Ведь на них нужно протанцевать весь спектакль, исполняя головокружительной сложности прыжки и замирая на самом острие мыска. А иногда артисткам приходится менять обувь в течение особенно сложного спектакля. Спесивцева, например, изнашивала за сезон две тысячи пар. Балерин ставят на пуанты в десять лет, и если обувь будет некачественной, то девочка рискует испортить ноги в самом начале карьеры. От профессиональных заболеваний балерин мороз по коже подирает, а спасти ноги Жизелей и Одетт можно лишь одним. Бережным и заботливым отношением.

«Машины не могут изготовить пуанты так, как это сделали бы руки мастера, – говорит глава фирмы Николай Гришко, – малейший изгиб шва, легкая неровность, и балерина может стереть в кровь пальцы. Западные фирмы предлагали нам автоматизировать процесс: сидели в цехах с секундомерами, следили за каждым движением наших мастеров. Но в результате сказали, что машины сделают наши туфельки похожими на все остальные. И еще они добавили, что мы отличаемся от наших конкурентов, как «Армани» от ширпотреба. Эти слова до сих пор греют нам душу».

В цехах действительно все операции делают вручную – кроме, пожалуй, нескольких швов на машинках. Практически никаких секретов в производстве пуантов в «Гришко» нет. Мало того, мастера набирают себе учеников (не обязательно обувщиков) и, точно возрождая средневековую традицию, передают им опыт. Инструменты вроде бы и нехитрые – молоток и игла с вощеной нитью, а мастер с их помощью создает золушкины туфли. Причем колдуют над пуантами практически в прямом смысле «на коленке»: иногда, для полного ощущения колодки и ткани, мастер переносит заготовку со стола на собственные ноги. Кстати, в отличие от других фирм, российская использует только натуральные хлопковые ткани. Однажды американская балерина привезла с собой в Россию целый чемодан западных пуант. Наши девушки с интересом смотрели, как танцовщица меняет по три пары за репетицию и стонет от боли в пальцах. Наконец, одна из россиянок молча протянула ей свои пуанты «Гришко», благо размер был подходящий. После репетиции американка потребовала, чтобы ее отвели в магазин, где продаются эти волшебные туфельки: с тех пор она не вспоминает о судорогах после часа занятий в жестких туфлях.

Интересно, что часто зрители уверены: в носке пуанты

зашита… пробка из-под шампанского. На самом деле, конечно, никакого дерева в туфельке нет, это было бы слишком болезненно для пусть и «стальной», но все же живой балеринской стопы. В пуантах только несколько слоев ткани, клей и ювелирное мастерство. Надев на колодку заготовку, ее обстукивают, приводя в соответствие с идеалом. Мастер каждый раз показывает фокус: ставит атласную туфельку на носок, и та держит равновесие. Это чрезвычайно важно, уверяет Гришко: «Важная часть пуанты – это «пятачок», то есть та поверхность, на которой и стоит балерина. Если чуть перекосить его, то она может попрощаться со связками…»

Секрет в изготовлении балетной обуви только один. А именно – состав клея: «Клей, который мы используем, это экологически чистый клей на основе декстрина. По сути дела, это биомасса, живая субстанция – белок, крахмал. Вот, собственно, и все! Никаких секретов, кроме добавок, которые придают крепость. Независимые европейские эксперты проводили сравнительный анализ изнашивания наших пуант и самых известных западных, фирмы Capezio – наши оказались в три раза долговечнее!»

Гришко не только российский и мировой монополист в области балетной обуви, но еще и новатор: к изготовлению театральной обуви он привлекает ученых. Стук пуант часто мешает и балерине, и зрителю, так что было решено провести исследования по снижению шума. Акустический институт имени академика Андреева завалил балетную фабрику графиками и чертежами. В результате сложных математических расчетов, ничуть не уступающих расчетам траекторий полетов космических кораблей, удалось сделать пуанты почти бесшумными.

Есть и особенные колодки. На одной, например, написано «Захарова». Это – спецзаказ, пуанты для Светланы Захаровой, ведущей балерины Большого. Балерины к своим мастерам относятся трепетно. «Они уже готовы создать наш фан-клуб, – шутят изготовители пуант, этих театральных фетишей, – а молоденькие балерины из кордебалета часто просят сделать им обувь по колодке какой-нибудь знаменитости. Говорят, счастье приносит!»

"