Posted 30 августа 2004,, 20:00

Published 30 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Килограммы новой драмы

Килограммы новой драмы

30 августа 2004, 20:00
Процесс развития драматургии проходит невероятно интенсивно. Год от года все острее идет позиционное обсуждение свежих произведений молодых драматургов. Уже признали, что таковые тексты имеются, что свежая кровь действительно молода. Теперь самое время разобраться в качестве предлагаемого к постановкам материала. Здесь

Новые созвездия драматургов в унисон доказывают тупиковость пути традиционного театра, ищут оригинальные способы подачи увиденного и написанного, говорят о постдраматургии. Люди неконфликтные дипломатично утверждают, что зерно истины в работах тех, кому около тридцати, есть, но старая гвардия тоже во многом права… Наконец, сторонняя публика слушает тех, кто говорит громче и красивее, поэтому ничего не понимает. Она голосует рублем за привычное, но приходит и к модным театральным алтарям.

Так о чем пишут молодые да ранние? Есть ли у них свой стиль? Можно ли считать попытки возникшего поколения удачными? В конце концов, кто виноват и что делать?

Манифест фестиваля «Новая драма», давно опубликованный на сайте www.newdrama.ru, убеждает, что подобные вопросы интересны и важны. Главной задачей организаторы считают сбор поставленных пьес. Теперь уже не имеет значения, где именно возник кризис – в драматургии или в способе читать драматургию. Не суть важно, отстала ли драматургия от современного театра или обогнала его. Есть разрыв, есть непонимание. Надо что-то менять? Надо все менять?

Ситуацию чувствуют многие. С разным успехом с ней работают в трех столицах, что подтверждает и появление петербургского конкурса молодых драматургов, и увеличение оборотов конкурса «Евразия» в Екатеринбурге, и рост интереса к культовому Московскому фестивалю молодой драматургии (он же «Любимовка»). Речь идет о сотнях авторов!

Про «Любимовку» хочется сказать отдельно, потому что именно она остается первой и главной алхимической лабораторией в области драматургии. Она же вбирает в себя лучшие работы из других конкурсов. Где бы ни прошла сама «Любимовка», к ее пьесам обращено пристальное внимание. И не случайно. Здесь традиционно собираются разные люди: актеры, резонеры, антрепренеры… У всех свои интересы, объединенные желанием преодолеть косность.

Бесспорным достижением фестиваля является создание атмосферы, в которой молодые драматурги знакомятся и общаются, чтоб не пропасть поодиночке. «Любимовка» помогла рождению многих известных имен и постановок.

Безусловно, «Любимовка» будет продолжать будоражить, но так не хочется констатировать ее промахи. В ФМД-2004, на мой взгляд, костяк действительно крепких пьес находился на приличной дистанции от основного блока работ.

К интересным и перспективным относится пьеса Олега Шишкина (Москва) «Мечта о насилии», где прописывается масштаб личности Владимира Маяковского и его же человеческая незащищенность, реконструируется гибель поэта.

Очень хорошо показали себя киевско-московские авторы – Наталья Ворожбит и Максим Курочкин. Действие пьесы «Демон» Ворожбит происходит в селе под Полтавой, поэтому описывается со всеми языковыми и кулинарными национальными особенностями.

Отдельной группой можно выделить социально острые пьесы «Любимовки». Молодежь органически чувствует безысходность и пишет о войне, о бедности… В основном с такой тематикой работают екатеринбургские авторы. О трагедии людей, побывавших на войне, пишут Владимир Зуев («Круговая оборона») и Александр Архипов («Дембельский поезд», первый приз конкурса «Евразия-2004» среди пьес о подростках). О безнадежном существовании на дне уральской провинции, вырваться из которой невозможно, пишет Гульнара Ахметзянова («Вечная иллюзия»).

Перечисленным пьесам оказались тематически близки и другие работы. Артем Северский (Екатеринбург) в пьесе SKIN рассказал о нелегкой сплоченной борьбе скинхедов за чистоту города от приезжих, которая оборачивается убийством подростка из своих…

Виктор Тетерин (Москва) вынес на суд партийную пьесу «Национал-большевизм в отдельно взятом городе». Нет, он не агитирует пополнять ряды лимоновцев, он старается рассказать о движении сопротивления честно, хотя сделать это тяжело, потому что автор пишет о том, что знает не понаслышке.

Среди любимовских читок было несколько пьес, которые в качестве альтернативы предлагают зрителю виртуальный мир. Во-первых, это пьеса «Джуроб» Николая Наседкина (Тамбов), который продолжает писать о жителях города Баранова. Его герой – пьяница, который, однако, не лишен тяги к прекрасному. Он сходит с ума от любви к красавице-актрисе Джулии Робертс, учит наизусть ее реплики и общается с ней как с реальным человеком при помощи компьютерной игры. Границы между программой и жизнью становятся все более размытыми, Джулия материализуется, возникают взаимные чувства, но для встреч имеется лишь восемь часов разницы во времени. Герой выбирает мир грез и добровольно уходит в программу. Олег Богаев (Екатеринбург) в пьесе «Тайное общество велосипедистов» (первый приз конкурса «Евразия-2004» среди пьес на свободную тему) пишет о том, как сны вступают в интимные отношения с человеком. В результате целая семья, от мала до велика, беременеет от своих несбывшихся страстей. В буквальном смысле.

По-«доковски» традиционно, но вполне неожиданно смотрится незаконченная многообещающая работа Сергея Пестрикова (Москва) с рабочим названием «Секс по телефону». Автор специально общался с женщиной, трудившейся на ниве платных телефонных услуг, поэтому знает об этой индустрии довольно много. Для пущей надежности Пестриков проверял некоторые детали сам, звоня по известным номерам в качестве клиента. Сергей Решетников (Томск) пошел еще дальше. Его героя интересуют реально доступные женщины. О похождениях и мыслях по поводу – текст «Мои проститутки».

Вполне оригинальной и очень спорной оказалась пьеса Александра Вартанова (Москва) «Первая». Мучаясь от измены любимой, юноша-герой в мольбах просит о том, чтобы другой женщины у него не было никогда… Он ищет и находит близость с мужчинами. Драматург уверен, что отношения между полами изменились. Правда, не сейчас, и литература знает тому примеры.

Запомнилась небольшая пьеса Бориса Павловича (Санкт-Петербург) «Бологое-блюз». Герой – не Александр Радищев, но тоже катается по известной дороге. Автостопом. Дорожные зарисовки слеплены из реального и фантастического довольно аккуратно, поэтому покойники, которые заполняют пригородные поезда и едут вместе с живыми по своим делам, воспринимаются как само собой разумеющееся. Мы им не удивляемся, чертыхаемся только, что не можем найти свободное место.

Куда будет направляться дальнейшее развитие молодой драматургии? Вряд ли кто-то возьмется уверенно сказать об этом. Каковы генеральные темы? Каковы тенденции? Художественный руководитель ФМД Михаил Угаров, утверждает, что наблюдается процесс уменьшения зависимостей героев пьес от внешних обстоятельств. «Человек пластилина» перестает быть таковым. Начинается эпоха нового героя, более сильного. Вероятно, остается только подождать, пока этот герой появится тут и там в жизни. Ведь именно тогда он будет многоголосо отмечен в драматургии.

А пока важна откровенность. Открыты все шлюзы и клапаны, поэтому многие произносят исповеди про половые комплексы. Но наравне с этим поднимаются и вопросы кризиса идеологии, авторы осознают политические задачи литературы, обнажают язвы общества. Раз уж они тратят на это время, значит, это их касается. К тому же драматургия – живой организм, а со сцены можно говорить обо всем, что находит отклик…

"