Posted 30 июля 2013,, 20:00

Published 30 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:51

Updated 8 марта, 04:51

Бозон Хиггса и конкурс красоты

Бозон Хиггса и конкурс красоты

30 июля 2013, 20:00
Бозон Хиггса и конкурс красоты

Я бы хотел поговорить о том, в чем некоторым образом участвую и сам. А именно: о телевизионном цикле передач «Большая наука». Цикл начал выходить в координатах Общественного телевидения России (ОТР). Возможно, его появление напомнило людям старшего поколения о знаменитых передачах советского времени: «Очевидное – невероятное», «Клуб путешественников», «В мире животных». Каждая из этих передач справедливо вошла в золотой фонд телевидения, а все вместе они вполне успешно конкурировали с зарубежными программами. С тех пор Запад ни на день не оставлял свою аудиторию без познавательного вещания.

А Россия оставила на годы.

Теперь «Большая наука» призвана вернуть нужное дело в большой эфир. Вернуть и восстановить то необходимое, что было когда-то еще и лучшим.

Цикл отстраивается на ходу. Преемственность «Большой науки» с упомянутыми выше передачами ни в коей мере не означает возвращения в прошлое. Так может считать, как мне кажется, только человек, который безнадежно застрял в том самом прошлом. Что же касается обретенного когда-то опыта, то его транжирят или предают только манкурты. Творческая преемственность – условие любого развития. А в нашем случае еще и необходимость: мировоззренческая безграмотность людей запредельна и опасна для страны. Одним словом, возникающие реминисценции с прежней практикой – зримое благо. Но столь же зримо и то, что уже присутствует в организации нового вещания и в содержании самих передач. В чем оно?

Первое: цикл создается в творческом содружестве с Российской академией наук. Не важно какой: уже реформированной или еще не затронутой чиновничьей энергией. Ведь передачи готовятся не с академией как с конторой, а с ее известными, признанными в стране и мире учеными. Людьми самодостаточными и неординарными, способными просто и интересно объяснить многомиллионной аудитории суть самых сложных открытий и научных гипотез. Как, впрочем, и развенчать завиральные идеи. Что не менее важно. Потому что, повторю свое ощущение, мракобесие уже заполняет уголки человеческого сознания подобно тому, как дым торфяных пожаров заполняет наши легкие. Дым – только летом. Мракобесие – круглый год.

Второе отличие: эфирное время. Впервые его объем – благодаря принципиальной позиции ОТР – составляет почти пять часов в неделю. Часы распределены по рабочим дням. В каждом из дней – свой раздел. Это «Человек. Земля. Вселенная»; «Великое в малом» (переход от макромира к микро-, то есть первооснове всего сущего – кваркам, нейтрино, бозону Хиггса, генам, ДНК, хромосомам и т.д.); «Тайны, тайны, тайны» (их в окружающем мире не счесть); «Есть только миг» (озарения, приводящие к великим открытиям); «На грани безумия» – название говорит само за себя.

Мне, написавшему не одну книгу о человеке, о его духовном мире и предназначении, ближе всего раздел «Человек. Земля Вселенная». Идея триады возникла в свое время из сопоставления нескольких знаменательных событий. Каждое из них оказалось фактом одного исторического времени. Это: обнародование гелиоцентрической теории Коперника (Вселенная); успешное кругосветное плавание каравелл Магеллана (Земля); открытие Визавием системы кровообращения, которое как бы завершило анатомическое познание тела (Человек).

В каждом из этих разделов реализуется новый подход к подбору ведущих. Прежде всего, они – как и приглашенные – тоже известные, крупные ученые. Между ними и гостями студии происходит не допрос, а диалог, дискуссия, игра на едином интеллектуальном поле, открытом для телезрителя. Это устраняет один из нетерпимых изъянов современного скоростного телевидения, когда бойкий ведущий, по сути диджей, всем своим видом демонстрирует полнейшее безразличие к ответам на свои же вопросы. Глубокий, думающий человек с чувством собственного достоинства после подобных передач в телестудию уже не придет. Телевидение его потеряет, потеряет и телезрителя: имитация общения улавливается без труда. Новый подход ставит на место все: крупный ученый (или несколько, если этого требует тема) по определению не может быть безучастным в поисках истины, сути научной проблемы, в трактовке необычных фактов. Компетентность ведущего повышает доверие телезрителей. Удерживает интерес к теме, увлекает парадоксами, логикой, а часто, как это уже продемонстрировано в эфире, и серьезной сенсационностью.

Подбор ведущих – дело труднейшее. Были осечки? Были. И наверняка еще будут. Но сегодня уже сложился костяк, сообщество ведущих, заявивших о себе как о мастерах популяризации науки, вполне соответствующих посылу знаменитого академика Г. Скрябина, который как-то сказал: «Человек, который сумел нормальным языком объяснить людям суть открытия, делает не меньше, чем автор этого открытия». Слова могли бы стать эпиграфом к циклу «Большая наука».

Телекомпания «АСС-ТВ» (научно-популярное и просветительское телевидение) смогла привлечь к сотрудничеству академиков, докторов наук, руководителей научных учреждений и направлений. Это – Черепащук, Флинт, Семихатов, Твердислов. В качестве гостей постоянно выступают выдающиеся академики страны Кардашев, Рубаков, Маров, Хохлов, Галимов и другие. (Исключение из ряда ученых составляет ведущая раздела «Есть только миг», известный режиссер, народная артистка России Алла Сурикова.)

Ни один из ведущих не похож на другого. Общее только в искреннем стремлении быть интересным. Быть верным науке с ее драматизмом и непреходящей новизной. Вообще я склонен думать, что за долгое время телевизионной невостребованности ученые просто соскучились по публичному общению друг с другом, а еще в большей степени – с обществом. На глазах зрителя происходит как бы расшифровка самого понятия «наука». Ведь подлинная наука – это не просто часть жизни, а одно из ее оправданий. Ученый – не просто человек, совершающий открытие или запредельно много знающий. Он – генератор интеллектуальных устремлений всего человеческого рода. Формировать подобное отношение к науке и к ученому просветительское телевидение, как мне представляется, и призвано. Сложная задача. Но легкие задачи ведут в тупик. В пустопорожнюю мешанину знаний, губительных для самой науки.

Цикл «Большая наука» уже сегодня начинает противостоять натиску лженауки, страшилкам, целью которых является зашибание пиастров и смущение умов, легко поддающихся шаманству. «Большая наука» направлена на просвещение, на то, чтобы дать людям не только знание фактов, но и понимание их связи с жизнью, с тем, что уже принесла наука миру и на что способна в будущем.

Очевидно, что научное, просветительское телевидение является одним из самых сложных производств. Обилие специфической терминологии, недооценка многими корифеями науки ее популяризации, проблема видеоряда – все это делает данный вид телевещания особо чувствительным ко всякого рода помехам. Плюс необъяснимое снижение общественного интереса к научным знаниям, которое происходит на фоне колоссальных достижений науки. Уже преодолены границы гелиосферы – впервые в глубокий космос ушло изделие рук человеческих – аппарат «Вояджер-1»; по Марсу путешествует трудолюбивая и любознательная «машина» – «Кьюриосити»; обнаружена «частица Бога» – бозон Хиггса, недостающий элемент в классической системе мироздания. Чтобы объединить в передаче современное и древнее, без чего не бывает великого, авторы придумали многофункциональную структуру. Разделы емкие, легко и логично поддающиеся тематической перестройке и обогащению. Процесс живой, творческий. Сегодня, например, готовится к расширению гуманитарная тематика: философия, исследование законов развития общества и его формаций, научное прогнозирование. В этом ряду – будущие передачи о женщинах-ученых. О первой из них – красавице Ипатии, жившей в IV веке н. э. О дочери Байрона, графине Ловлейс, первой в истории составительнице программ для вычислительных машин, крупном астрономе – сестре великого Гершеля, также астрономе Каролине Гершель.

Интересы у зрителей разные. Одних интересуют недра Земли. Других – глубина океана. Третьих – астероидная опасность, угрожающая нашей планете. Интересы и взгляды разные. Но это – норма жизни. Нагорная проповедь, сыгравшая выдающуюся роль в нравственном становлении человечества, до сих пор воспринимается людьми по-разному. Еще и сегодня не прощен Джордано Бруно! О каком единстве мировоззрений может идти речь? Учет разных оценок, интересов и воззрений – правило цикла «Большая наука». При этом основная головная боль авторов – массовый, типичный телезритель. Авторы хорошо понимают: ничто не заставит невидимого из Останкино зрителя Благовещенска или Архангельска прильнуть к экрану и досмотреть передачу до конца, если она его не заинтересовала. Ничто! Тем более что пульт управления «ящиком» всегда под рукой. Одно движение – и к твоим услугам бесконечные детективные сериалы с алюминиевыми страстями и убийствами, сериалы, в которых в живых остаются только сценарист и режиссер. Сиди и смотри.

Масштабному возрождению научно-популярного вещания в определяющей степени способствует телевизионный опыт тех, кто его осуществляет, – компании «АСС-ТВ». Эта компания, которая не столько юридически, сколько в профессиональном аспекте является правопреемницей знаменитой Главной редакции научно-популярных и познавательных программ ЦТ СССР, где и создавались памятные «Очевидное – невероятное», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье» и другие. (Передачу «В мире животных», как известно, и сегодня смотрят миллионы, а ее ведущего Николая Дроздова знает в лицо вся страна; передача также создается в «цехах» «АСС-ТВ».) Поддерживающим просветительский цикл является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Что касается Общественного телевидения России, в сетке вещания которого находится цикл «Большая наука», то при нынешней ситуации в телеэфире такой мощный научный десант мог высадиться только на необычном канале. И он появился на ОТР, которое возглавил мэтр отечественного телевидения Анатолий Лысенко, идеи и опыт которого трудно переоценить.

И не надо забывать, что канал пока вещает в тестовом режиме. Дайте только срок, и он выйдет на оперативный простор.

Настрой ОТР – прийти и быть принятым в домах людей, живущих реальной, нелегкой жизнью. Людей провинции, а точнее, беспредельных российских просторов. Наконец, людей, достойных ИХ телевидения. То есть тех, кто еще не ополоумел от эфира, в котором лютуют попса и ее диджеи.

В начале этих заметок я сказал, что и сам в некотором роде участвую в работе над циклом «Большая наука». Эти заметки – одна из форм такого участия. Сподвигло меня на это нашумевшее телевизионное интервью, ошеломившее недавно чуть ли не всех думающих людей России. Речь об интервью с победительницей конкурса красоты и ее откровениях типа «Солнце вращается вокруг Земли» и другими.

Всероссийский конфуз? Исключительный случай? Нет. Это удар колокола.

Я, конечно, не утверждаю, что без «Большой науки», как, строго говоря, и без Общественного телевидения, жизнь остановится. Не остановится. Но то, что произойдет неизбежное, не сомневаюсь. Победит в очередном конкурсе красоты уже не отдельно взятая кристально необразованная красавица, а вся страна.

Автор – журналист, работавший в «Комсомольской правде», «Литературной газете», политическим обозревателем в ИТАР-ТАСС, «Известиях», «Российской газете», в качестве специального корреспондента побывавший в 55 странах, автор более 20 документальных книг, изданных общим тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров.

"