Posted 30 июля 2009,, 20:00

Published 30 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Спустят деньги на воду

Спустят деньги на воду

30 июля 2009, 20:00
С начала этого года в столичных водоемах утонуло на 17% больше купальщиков, чем в прошлом. Сообщая эту грустную статистику, московские спасатели отмечают: в увеличении жертв на воде во многом повинен финансовый кризис. Дело в том, что немало жителей столицы вынуждены были отказаться от поездок в теплые края, заменив за

Несмотря на будний день, на пляже «Левобережный» полно народу. Дети с визгом плещутся в огороженном «лягушатнике», молодежь играет в волейбол, взрослые сосредоточенно обмазываются кремом для загара. Рядом с белой дощатой будкой медпункта на надувной лодке несколько спасателей – сотрудников пляжа – играют в нарды. На другом берегу залива – станция Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС). Здание больше похоже на виллу мечты любого зажиточного горожанина: красивый дом с широким балконом. Вокруг аккуратные дорожки, обрамленные изящными клумбами. Впрочем, чтобы добраться туда, надо обойти несколько огромных мусорных куч, продраться через заросли лопуха в человеческий рост и постараться не попасться на глаза компаниям молодежи, которые в этих зарослях прячутся. Уже в три часа пополудни эти ребята еле стоят на ногах: какое купание без «подогрева»? Издалека слышится голос спасателя, усиленный мегафоном: «Желаем приятного отдыха и просим соблюдать осторожность». Ничуть не тише этого, один из молодых людей «посылает» спасателя подальше и прыгает «солдатиком» с высокого обрыва.

По данным МГПСС, с начала этого года в столичных водоемах погибли 55 горожан, тогда как в прошлом – 47. При этом в 2008 году 93,1% погибших утонули в местах, где купание запрещено. Аналогичный показатель за 2009 год – 97,1%. «Это во многом связано с тем, что из-за кризиса гораздо меньше москвичей поехали на море, заменив заграничные курорты столичными зонами отдыха, – рассказал «НИ» заместитель начальника МГПСС Сергей Пятикоп. – Но проблема в том, что городские пляжи по действующим нормативам могут принять одновременно до 40 тысяч человек, а в этом году зоны отдыха в жаркие дни, когда температура выше 25 градусов, и в выходные «атакуют» более 150–200 тысяч человек. Кроме того, инфраструктура большинства городских зон отдыха с купанием далека от современных европейских стандартов: часто нет водопровода, канализации, нормального освещения, отсутствуют кафе и парковки, подъездные дороги в плохом состоянии. Для горожан это служит еще одним доводом в пользу «диких» пляжей шаговой доступности».

Но не только в кризисе дело. По мнению начальника поисково-спасательной станции «Левобережная» Александра Рябцева, главная причина несчастных случаев на воде – купание в нетрезвом виде. «Большинство погибших не соизмеряли свои силы: например, заплыли слишком далеко или нырнули в месте с непроверенным дном. А происходит это, когда человек выпил, причем хорошенько, – пояснил г-н Рябцев «НИ». – Сюда же относятся сердечные приступы и судороги. Трезвый человек, если он не «морж», в холодную воду не полезет, и он не будет переплывать залив туда-обратно, если он не спортсмен. Средний человек может провести под водой до пяти минут – после такого срока его еще можно реанимировать. Однако чем дальше заберутся такие «партизаны», тем больше времени спасателям потребуется, чтобы прийти на помощь».

По новому Административному кодексу купальщикам, нарушающим правила поведения на воде или появившимся на пляже в нетрезвом виде, грозит штраф до 2,5 тыс. рублей. Однако применять какие-либо санкции к ним имеют право только милиционеры, да и то если поймают с поличным. «У нас народ считает, что утонуть можно только в лодке, но не при купании, – рассказывает Александр Рябцев. – Поэтому и купаются, где им хочется, и на судовой ход заплывают, и пьяными в воду лезут. Мы заранее берем подобные «группы риска» на заметку и на всякий случай стараемся держаться поближе к ним. Со спасательными средствами у нас проблем нет. А вот штатных спасателей хотелось бы побольше».

Впрочем, столичное правительство, озаботившееся снижающимся уровнем безопасности на воде, намерено решить проблему другим образом. По крайней мере, никакой информации об увеличении штата спасателей найти не удалось. Зато в начале лета мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать для мониторинга столичной акватории аэростатические летательные аппараты. Сейчас в городе есть два пилотируемых дирижабля и три привязных аэростата общей стоимостью в 7,5 млн. рублей, которые изначально предназначались для видеонаблюдения за дорожной обстановкой. Однако после первого полета в августе 2004 года воздушный спецтранспорт использовался только в демонстрационных целях, например пару лет назад в день празднования 860-летия Москвы. Повышать с их помощью уровень безопасности на воде нельзя: нет ни сертификата типа летательного аппарата, ни разрешения на полеты в московской воздушной зоне. Спасателей смущает еще ряд вопросов: откуда возьмется достаточное число специалистов, кто из них рискнет прыгать с 25-метровой высоты, а также каким образом такие аппараты будут избегать встреч с высоковольтными проводами.

Намного более реальным выглядит предложение использовать беспилотные летательные аппараты для наблюдения за акваторией в ночное время. Московские власти намерены ввести такую технику в эксплуатацию со следующего года. «Однако, хотя опыт использования беспилотных летательных аппаратов и имеется, он все же не носит массового характера, – пояснил «НИ» Сергей Пятикоп. – Численность парка штучная, да и специалистов для их эксплуатации недостаточно».

Но, пожалуй, самую необычную идею предложил житель Пятигорска Владимир Третьяков. Он считает, что для полной победы над несчастными случаями на воде каждого отдыхающего достаточно снабдить «надувным ошейником». Сейчас специалисты МЧС проводят техническую экспертизу этого изобретения. Однако целесообразность такого «плавсредства» вызывает сомнение. «Автор не представил экспертам действующего промышленного образца или хотя бы его техническое описание, да и финансово-экономические преимущества «надувного ошейника» перед спасательным жилетом или кругом не доказаны, – рассказал «НИ» г-н Пятикоп. – Кроме того, Третьяков предлагает принудительно внедрять его изобретение по аналогии с мотоциклетными шлемами или автомобильными ремнями безопасности. Однако с юридической точки зрения мы не вправе обязать каждого купающегося надеть такой «ошейник» и уж тем более не можем штрафовать за его отсутствие».

"