Posted 30 июля 2008,, 20:00

Published 30 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Германия накрылась чалмой

30 июля 2008, 20:00
Пока власти Швейцарии готовятся к проведению референдума по вопросу о введении запрета на строительство в стране минаретов, в соседней Германии развернуто широкомасштабное их возведение.

Вместе с мечетями и другими традиционными культовыми сооружениями.

Две мусульманские волны

Сейчас, ровно через пятьдесят лет после прибытия в ФРГ первого потока гастарбайтеров из Турции, немцы вынуждены признать: надежды на интеграцию мусульман в жизнь цивилизованной Европы провалились.

Национальная интеграционная программа, основы которой разрабатываются по указанию канцлера Ангелы Меркель и призванная стать «новой вехой в истории интеграционной политики» Германии, турецкой общиной принята в штыки. Это вполне можно было предвидеть, но немецкие власти делают вид, будто сие является полной неожиданностью.

Программа попросту бойкотирована. Руководство Германии обвинено в

нарушении прав человека, этнической дискриминации и расизме. По словам члена Турецко-исламского союза Бекира Альбога, закон «превращает многих иммигрантов в граждан второго сорта».

Что же не нравится турецкой общине? Прежде всего, ужесточение условий по воссоединению семей. Теперь иностранной невесте должно быть не менее 18 лет, и она еще на исторической родине должна овладеть основами немецкого языка. Казалось бы, нормальные требования. Да, говорят представители турецкого меньшинства в Германии, но почему новые правила относятся к туркам, равно как и к сербам и выходцам из СНГ, и в то же время не касаются эмигрантов из Южной Америки...

Германия хочет вписать иммигрантов, которых в стране нынче около 15 млн., в активную жизнь общества. И сделать это на примере турок, которые, по воле судьбы, стали первой мощной иммиграционной волной.

Хотя первая мечеть была построена в Германии в 1915 году, двумя годами позже после появления в США первой исламской организации «Мавро-американский храм науки», мусульманская диаспора появилась в ФРГ в середине 50-х. Начиналась эпоха «экономического чуда». В страну были приглашены на работу люди из-за рубежа.

20 декабря 1955 года подписанием соглашения с министром иностранных дел Италии Гаэтано Мартино открылись ворота в Германию. На север потекла река голодных и нищих аппенинских безработных. За германо-итальянским соглашением последовали двусторонние договоры с Испанией и Грецией (1960), Турцией (1961), Португалией (1964), Тунисом и Марокко (1965), Югославией (1968). Из этого перечня видно: поток мусульман шел по нарастающей.

Со временем, подкопив значительные по тем временам и ценам суммы, часть турок, марокканцев, тунисцев вернулась домой. Другая часть осталась, трудясь «вахтовым методом». Третья решила и вовсе осесть, чтобы быть опорой приезжающей на побывку или на заработки родне.

Вторая мусульманская волна хлынула после объединения Германии. Страна стала принимать беженцев из бывшей Югославии, из Ливана, Палестины и стран Африки. Ныне, по официальной статистике, в стране проживают около четырех миллионов мусульман, а по неофициальной - в два раза больше. К примеру, известно, что в ФРГ живут около 70 тыс. ливанцев, в том числе и соискателей убежища в Германии. На сегодняшний день в одной лишь земле Северный Рейн-Вестфалия со статусом Duldung, то есть под угрозой выдворения – около 2 тыс. ливанцев.



Герой дня и лет

В любом случае, каждый пятый мусульманский житель Евросоюза – из ФРГ. Внешние восточные приметы отличают типично турецкие кварталы Марксло в Дуйсбурге, Оффенбах во Франкфурте-на-Майне, Кройцберг в Берлине. Витрины «Клубов друзей», где играют в нарды и пьют настоящий кофе; булочные с умопомрачительным ароматом лепешек, именуемых по-немецки Fladenbrot; россыпи рахат-лукума в турецких магазинах – все эта экзотика вписалась в реалии Германии и стала частью ее привычного этнографического ландшафта.

Неудивительно, что в некоторых районах крупных городов слышится сплошь турецкая речь. К примеру, уже упомянутый дуйсбургский район Марксло, ставший героем дня. Точнее, героем последних лет. Произошло это благодаря содействию немца, католического пастора Михаэля Кемпера.

В марте 2005-го по его инициативе была заложена крупнейшая в Германии мечеть.

«Каждая религия обладает правом на соответствующее помещение для отправления своих конфессиональных нужд», провозгласил Кемпер, намекая на то, что молиться в помещении бывшей заводской столовой – не дело. Понятно, он мгновенно стал самым популярным духовным деятелем в мусульманском общественном сознании. Да и в немецком обществе в целом. Поскольку инициатива, получившая название «Дуйсбургский проект», была нацелена на создание не просто мечети, которых в Германии около 150, не считая более 2400 молельных домов, а центра культурных и социальных контактов, первого такого рода в Германии. То есть организацию, которая предполагает наличие постоянного и конкретного диалога представителей разных конфессий, школ, коммунальных властей, жителей близлежащих кварталов. Более 1000 квадратных метров из 2500 в новой мечети принадлежит культурному центру. Такого типа интеграции в локальную инфраструктуру в Германии еще не было.

У воплощения «Дуйсбургского проекта» есть архитектурные аксакалы. Первым (по праву старшинства, поскольку речь идет о возрасте в 1360 лет) можно считать расположенную в Каире мечеть Амра, помещения которой служили не только для религиозных отправлений, но и залами совещаний, суда, а также приютом. Причем, после коренной перестройки, которая произошла почти 1200 лет назад, здесь могли молиться представители всех конфессий, признающих идею единобожия.

Вторым аксакалом является сооруженная 800 лет назад мечеть Караиун в Фесе, Марокко, способная одновременно вместить 22 тысячи молящихся. Третий прообраз - стамбульская Сулеймание джами — мечеть султана Сулеймана Великолепного, сооруженная 450 лет назад. Она вмещала целый комплекс помещений. Кроме молельного зала на 10 тысяч человек, еще и четыре медресе, бесплатную столовую для учеников и паломников, библиотеку, больницу, постоялый двор и бани. Для XVI века такое сочетание в культовом сооружении просто революционное!

Мечеть в Дуйсбурге также называют грандиозной. Но не потому, что высота купола 23 метра, минарета - 34 метра, а вместимость ее - на 1500 прихожан (1200 мужчин и 300 женщин), хотя и это весьма внушительные аспекты, а совершенно по другим соображениям.

По наличию оригинальной концепции, позволяющей сделать попытку сближения межконфессиональных взглядов и мнений на «турецкой территории». Теперь не турки будут встраиваться в немецкое общество, а наоборот. «Интеграция мусульман потерпела провал», - говорит по этому поводу Ральф Джордано, видный немецкий писатель.

Лелеющий свою миссию толерантности Европейский Союз и федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия выделили на «Дуйсбургский проект» 3,3 миллиона евро при общей стоимости в 5,7 миллиона евро. Строительство помещений для богослужения верующие оплатили сами – за счет пожертвований. Благодаря этой концепции в городе обошлось без громких протестов против строительства мечети.

Территория вне закона

А вот Кельну, похоже, на этот счет не очень повезло. Собрано несколько десятков тысяч подписей под призывами к запрету строительства в городе новой мечети на месте бывшей фармацевтической фабрики. Дескать, и имеющихся 30 достаточно.

Доводы о том, что в последние годы новые мечети возведены или возводятся в Берлине, Рендсбурге, Ингольштадте, том же Дуйсбурге и что храм на 1200 прихожан стал бы венцом религиозной толерантности, в Кельне, 120 тысяч мусульман которого, по утверждению Ditib, не имеют достойного символа своей веры, в расчет не берутся.

Общественное мнение по поводу проекта противоречиво и осторожно. Ряд партий – против гигантизма, дескать, нет надобности создавать грандиозные сооружения, проще понастроить много. Исламские организации осторожно напоминают, что сегодня в Стамбуле 500 мечетей, а в дореволюционной Бухаре, к примеру, их было более 350, по одной на каждую улицу. Марокканский Фес насчитывает аж 800 мечетей! Кельнский кардинал Йоахим Мейснер ясно высказался, почему он против столь тотального строительства. С помощью мечетей местная исламская община создает территорию, на которой действуют исключительно законы шариата.

Опасения кардинала не беспочвенны. Они связаны с тем, что в Германии сегодня более 5 тысяч мусульманских экстремистов и примерно в десять раз больше мусульман, которые не скрывают фундаменталистских взглядов.

По этой причине мечеть в массовом сознании укореняется как средоточие экстремистских настроений, чему необходимо как-то препятствовать. Один из таких путей – политика сдерживания строительства мечетей.

Помолиться пришли, говорите?

Ряд немецких политиков, из тех, кто хочет прослыть толерантным, называют их «турецкими гетто». Но тут есть известная доля лукавства.

Поскольку хорошо известно, что мечеть – это не просто место встречи единоверцев, но отличная крыша для радикалов. Именно здесь, под благовидным предлогом отправления религиозных обрядов, могут обсуждаться и вынашиваться черные планы. В частности, генерал полиции Кабула Али Шах Пактиаваль в отношении смертников говорит, что в своем большинстве это молодые люди из Пакистана, которые в течение двух-трех месяцев были психологически обработаны в мечети. Именно в мечетях искал попутчиков в Ирак Абу Осама аль Магриби из Танжера, владелец ресторана, который решил стать смертником – о его поисках рассказал журнал, издаваемый «Аль-Каидой», где приводятся подробные биографии смертников.

Это неудивительно. Поскольку традиционно «мечети служили также призывными пунктами для солдат мусульманской армии. Оттуда они уходили на войну и туда же возвращались», указывается в статье «Роль мечети в исламе» на сайте «Имам.РУ».

Итальянская полиция закрыла мечеть «Понте Фельчино» в Перудже, где, по ее словам, была устроена школа для подготовки террористов, связанных с «Аль-Каидой». Доказано, что здесь обучали рукопашному бою, обращению с огнестрельным оружием, ядами и взрывчатыми веществами. Обнаружены файлы с инструкциями по управлению «Боингом-747».

То, что мечеть способна стать цитаделью и очагом мощного сопротивления – не только светской власти, но и единоверцам, не разделяющим их убеждения, показывают июльские события 2007-го года в Красной мечети в Пакистане. Осада и взятие ее унесла, по различным данным, от 86 до 100 жизней.

Именно мечеть стала в Пакистане центром сопротивления государственной политике. Сотни фанатично настроенных студентов духовной школы, расположенной тут, подняли знамя пророка во имя учреждения в этой стране законов шариата.

Не сразу и не вдруг Красная мечеть стала крепостью: с благословения мулл накапливался соответствующий арсенал – от автоматов Калашникова до гранат и персональных поясов шахидов, которые в любую минуту готовы были нацепить на себя смертники, прежде всего девушки. Экстремисты из Красной мечети отнюдь не одиноки. По стране прокатились десятки демонстраций в поддержку требований осажденных и с угрозами светской власти, а последние у мусульман никогда не бывают голословными.

Еще одна пакистанская мечеть. Адрес - пригород Чарсадда, 35 км от столицы Северо-западной пограничной провинции Пакистана Пешавара. Взрыв раздался утром 21 декабря 2007 года. Целью теракта было убийство экс-министра Афтаба Шерпао. Он находился в мечети рядом со своим домом, на праздничной молитве в честь мусульманского праздника Курбан-байрам. Взрыв осуществил террорист-смертник, подорвавший себя рядом с мечетью, в которой был Шерпао. Погибли около 60 человек...

Пакистан бурлит. Если раньше зонами религиозных конфликтов были отдельные населенные пункты, то сегодня это не менее 60 процентов территории страны: Белуджистан, северный и южный Вазаристан, ряд северных провинций. Соседство с воинственно настроенными Ираном, Афганистаном и Индией (в лице Кашмира, постоянного очага раздоров) только усложняет ситуацию.

А эпицентры событий – все там же, в мечетях, под сводами, многократно умножающими единый выдох пятничной молитвы «Аллах акбар!» - «Аллах превелик!»

С этими словами погибают шахиды, унося жизни мирных людей, повинных лишь в том, что не разделяют взгляды экстремистов.

«Право там, где большинство»

Понятно, что подобная ситуация в Германии не может присниться даже в самом страшном сне. Однако если есть люди, не прибегающие к насилию, но вполне разделяющие экстремистские взгляды, они внутренне готовы взять в руки оружие. Они заявляют, что шариат, исламское право, всегда действует там, где большинство в обществе составляют мусульмане.

А это большинство как раз и объединяет мечеть. Экстремисты ясно говорят: их цель – обратить весь мир в ислам. И это для них важнее демократии, Конституции и прав человека. Полиция Германии констатирует рост численности мусульманских экстремистов. В конце 2003 г. в одной из мечетей ФРГ была установлена скрытая камера, и затем были продемонстрированы подстрекательские проповеди в мечети одной из организаций, заявляющих о своей умеренности. Оказалось, что это – филиал созданной в Египте еще в 1928 году Хасаном аль-Банной организации радикального толка «Братья-мусульмане».

Арестованные в минувшем году – два принявших ислам немца Даниэль С. из Заарланда, Фриц Г. из Нового Ульма и гражданин Турции Адем Й. Все трое были членами исламистской террористической группировки, первоначально связанной с ИДУ (Исламское движение Узбекистана) – шиитским крылом международного джихада, а затем с Аль-Каидой. Прошли основательную подготовку в одном из лагерей террористов в Пакистане.

По существу, они привлекли внимание полиции в ту же минуту, когда начали закупать бочками перекись водорода. Это началось в феврале 2007 года.

К сожалению, перекись водорода известна не только как едкий отбеливатель, который позволяет обесцветить волосы или избавиться от пятен на текстиле. Она печально знаменита и как важнейший компонент для получения взрычатки. Вместе с удалителем лака с ногтей перекись водорода образует три-ацетон-три-пероксид, а в сочетании с глицерином – нитроглицерин. Если учесть, что злоумышленники за семь месяцев 2007 года запасли аж 730 килограммов перекиси водорода, упрятанных в 12 бочек, то они тем самым создали основу для терактов, значительно превышающих размеры ущерба после взрывов в Мадриде и Лондоне. К примеру, в лондонском случае тротиловый эквивалент не превышал 5 килограммов. Легко представить себе размеры предотвращенного теракта, если учесть что содержимое бочек позволяет произвести 550 килограммов в тротиловом эквиваленте. То есть в сотню раз мощнее лондонского!

Естественно, все трое сразу попали в поле зрения криминальной полиции, наблюдение за ними велось постоянно вплоть до 2 сентября, когда они собрались на конспиративной квартире, отмечает президент Федеральной уголовной полиции Йорг Цирке.

К этому времени полиция уже имела информацию о том, что подозреваемые крутились возле американских казарм в Рамштайне и Кайзерслаутерне.



Если база в Рамштайне является одним из основных транспортных узлов для американских военных операций, то Франкфуртский аэропорт – один из самых загруженных.

Так что замысел террористов был прост: произвести значительные разрушения с максимально возможным числом жертв.

Тенденция радикализации мусульманской общины приводит к тому, что мусульмане оказываются под подозрением как потенциальные террористы, что уже, по мнению представителей этой общины, начало отражаться на перспективах их трудоустройства. К примеру, после известных событий в Нью-Йорке, несмотря на отсутствие официальных распоряжений, мусульман перестали брать на работу в немецкие аэропорты.

Общая идейная платформа 30 мусульманских организаций страны, собранных в Исламском совете, - недоверие к иноверцам, откровенная ненависть к «врагу человечества - сионизму» и к его главному покровителю и сообщнику - США. Известно, к примеру, что в рядах сторонников ливанской организации «Хизбалла» в Германии около 900 человек.

Это означает, что приверженцы ислама, даже если формально не принадлежат к «Хизболле», ХАМАСу, «Арабским моджахедам» и «Братьям-мусульманам», то способны вполне разделять эти взгляды.

Немецкие политики не находят достойного партнера по переговорам. Пять исламских организаций – Турецко-исламский союз (Ditib), Центральный совет мусульман в Германии (арабы, турки, боснийцы), турецкий Исламский совет (Milli Goerues), турецкий Союз исламских культурных центров и основанный выходцами из Индии союз Ahmadiyya-Muslim-Jamaat – объединяют лишь 15% живущих в Германии мусульман. Где остальные? С кем они?

Сейчас такой партнер вроде бы намечается. В Германии появилась новая структура - Координационный мусульманский совет. Но качество его еще предстоит проверить временем. Одно не вызывает сомнений: ситуация для мусульман в Германии в данный момент накалилась, разрядить ее можно лишь путем диалога и совместных усилий на пути к интеграции.



Жить по Корану или по Конституции?

В программе нового Координационного совета главный пункт, на котором настаивает правительство ФРГ, – интеграция в немецкое общество – даже не упомянут.

По этой причине становится ясно, отчего призывы политиков Германии к мусульманским лидерам занять четкую позицию в вопросе прав человека и выступить за равноправие женщин и мужчин ответа не находят.

И вряд ли это случится. Ведь, по предписаниям, жена и дети нередко мешают мужчине исполнять его обязанности по отношению к аллаху. «Верующие! – взывает Коран (64,14). – Из ваших супруг, из ваших детей есть враги вам, потому остерегайтесь их». Этот столь необычный призыв на фоне повсеместного в мусульманской среде многоженства и чадолюбия объясняется просто: имущественные заботы о семье могут отвратить мусульманина от достойных пожертвований аллаху, который, в отличие от домашних, способен «вдвойне отплатить вам» (64, 17), тогда как от жен и детей сплошной убыток - возьмут блага как должное и могут даже не поблагодарить.

Именно мечеть является неприкасаемой территорией, где действуют иные законы по сравнению с теми, которые царят вне ее стен. Требования государственных деятелей Германии повсеместно выполнять Конституцию пока встречают дружное молчание мусульман. Понятно: это противоречит Корану.

Любая уступка немцев в этом направлении - удар по демократическим нормам Германии. Недавно она была сделана. Случилось невероятное. Судья из федеральной земли Гессен со ссылкой на суры Корана фактически признала за мужем право подвергать жену телесным наказаниям. Несмотря на то, что 26-летняя истица, которую муж публично избивал и угрожал убить, настаивала на разводе, судья отказала гражданке ФРГ - до истечения годичного испытательного срока. Она напомнила истице, что Коран не запрещает жестокого обращения с женщиной, и мусульманской жене «следует мириться с тем, что мужу дано право на телесное наказание жены». Тот факт, что Уголовный кодекс ФРГ квалифицирует телесные повреждения и угрозу физической расправы как преступления, судью не смутил. Вышестоящий суд тут же вмешался, отстранил судью от ведения дела в связи с пристрастностью и заставил ее принести извинения за нарушение правовых норм страны. Признание примата светского закона ФРГ над религиозными законами шариата было восстановлено.

Общество требует. Мягко, но настойчиво. Однако и мусульмане, вдохновленные гессенским примером, идут дальше. Кто одержит верх, пока неясно. Ведь, как верно отмечает исследователь Д.Нечитайло, мусульманами «всякий вызов традиционным нормам жизни общества... воспринимается как вызов, брошенный исламу, и таким образом политический и социальный протест переходит в плоскость борьбы за веру».

При подготовке статьи использованы материалы немецких СМИ - Focus, 29/2007 и 10/2008; передачи «Немецкой волны» 2005-2007 гг; «Еврейская газета» (Берлин) 5/2007; «Русская Германия», 52/2005, 29 и 36/2007, а также данные сайта «Институт Ближнего Востока», книги Н.Иониной «100 великих городов мира».

"