Posted 30 июля 2003,, 20:00

Published 30 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Северный плен

Северный плен

30 июля 2003, 20:00
Чтобы доставить грузы в Якутию, правительство решило углубить дно реки Лены

Северный завоз под угрозой срыва. Из-за обмеления реки Лены суда с нефтепродуктами не могут доставить груз в Якутию. В связи с этим правительство решилось на масштабный эксперимент по углублению дна реки и, как стало вчера известно, выделит на эти цели 100 миллионов рублей.

Дело в том, что доставить топливо и продовольствие в Якутию и северные районы Иркутской области можно только по железной дороге до города Усть-Кут (который называют транспортными воротами Якутии), а дальше – только по реке Лене. Из-за сильной жары, которая стоит сейчас в верховьях реки, началось ее «аномальное мелководье». Суда с нефтепродуктами застряли, и сдвинуть их с места теперь могут или мощные ливни, которых здесь в ближайшее время не предвидится, или другое чудо. В Якутии на всякий случай приготовились к худшему. В частности, к тому, что северный завоз в этом году может быть вообще сорван. Президент республики Вячеслав Штыров объявил на днях чрезвычайное положение.

Но чудо все-таки свершилось. Как заявила вчера пресс-секретарь вице-премьера РФ Владимира Яковлева Алла Тарасевич, правительство в августе выделит 100 млн. руб. на то, чтобы углубить дно реки Лена и освободить корабли из плена. Заниматься этим проектом будет Министерство транспорта РФ, которое, как выяснилось, уже подготовило комплекс соответствующих мер. Работы пройдут по дну реки Лены протяженностью 308 километров от города Усть-Кута, с нефтебазы которого и отгружается топливо для якутских котельных.

В принципе работы здесь уже начались. Как заявили «Новым Известиям» в Минтрансе, на реке уже идут дноуглубительные работы. Два земснаряда и четыре тоже должно было насторожить чиновников, ответственных за северный завоз.

«Соответствующий прогноз нам должен был дать Росгидромет», – заявили в Минтрансе. В свою очередь, метеорологи вчера дружно кивали на Гидрометеоцентр, в котором никто так и не смог прокомментировать ситуацию.

А она, если вдуматься, чудовищная. Из-за чьей-то халатности и непредусмотрительности вот-вот прервется (да уже практически прервалась) единственная артерия, связывающая Россию с Якутией и огромной частью Иркутской области. А ведомство, которое обязано круглый год следить за тем, в каком состоянии находятся эти транспортные пути, кивает на погоду, озоновые дыры и пр. Более того, как заявили «Новым Известиям» в Минтрансе, дно Лены перестали контролировать потому, что в 5–6 раз упали объемы перевозимых грузов с Крайнего Севера в центр. Поэтому и интерес к единственной «дороге жизни» со стороны Москвы упал. «Теперь северный завоз нужен только для того, чтобы оставшиеся там люди не замерзли и не умерли с голоду», – сказал чиновник Минтранса. «Оставшиеся люди», то есть население Якутии и части Иркутской области, – это больше 15 миллионов человек.

Справка «НИ»

Единственная река, на дне которой проходили работы, аналогичные тем, что идут сейчас на Лене, – это Северная Двина (Архангельская область). Это та самая река, которая имеет большое значение для лесной промышленности. Последний раз работы по углублению дна здесь в полном объеме проводились в 1991 году. В 1992–98 годах эти работы выполнялись эпизодически, а с 1999 года прекратились полностью. span>

"