Posted 31 мая 2005,, 15:11

Published 31 мая 2005,, 15:11

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

В Приморье против нового Лесного кодекса выступают все – от лесорубов до экологов и чиновников

31 мая 2005, 15:11
В Приморье против нового Лесного кодекса выступают все – от лесорубов до экологов и чиновников

Проект нового Лесного кодекса, который сейчас рассматривается Госдумой, вызвал бурю протестов в Приморье. Если он будет принят в нынешнем виде, считают приморцы, то Дальний Восток станет вотчиной денежных иностранцев, а коренные народы России будут обречены на вымирание.

Три четверти территории края занимают леса, 6 миллионов гектаров отданы в аренду лесопользователям, в 2004 году леса было продано на 250 млн. долларов, не менее Примерно 700 тысяч жителей края регулярно пользуются дарами тайги, фактически их жизнь и благосостояние зависят от леса. Вот почему проект Лесного кодекса здесь обсуждают особенно бурно. Первыми встревожились жители национальных сел – вся их жизнь связана с тайгой. В новом кодексе ничего не сказано о льготах, которые распространялись бы на коренные народы, им не гарантируют преимущественного права на пользование дарами тайги. Кодекс уравнял лесных жителей с горожанами, и хотя другие федеральные законы декларируют защиту уклада жизни малых и коренных народов Дальнего Востока и Сибири, в новом кодексе это никак не отражено. «Без льгот мы не выживем, - заявил «НИ» директор одного из национальных охотничьих хозяйств Владимир Ширко. – Наше хозяйство связывает приморских нанайцев и удэгейцев с внешним миром – продает добытые ими шкуры, мясо, обустраивает жизнь таежников. Сейчас мы платим налогов около 400 тыс. рублей. Не будет льгот – будем платить налогов на 1 млн. рублей, это значит, что все заработанное на промысле придется отдавать за аренду угодий».

Тем временем экологов возмущает вся концепция кодекса, которая никак не связана с российской реальностью. «Суть кодекса в том, что он полагается на собственника лесов – предполагается аренда участков на 99 лет, – рассказал «НИ» эколог Анатолий Лебедев, директор «Бюро региональных общественных кампаний». – По замыслу разработчиков – собственник будет обустраивать участок, сохранять в нем биоразнобразие, заниматься воспроизводством ресурсов. С какой стати? Он может все вырубить за пару лет и бросить его. Наверное, такая модель может работать в США или Европе, но только не в России».

В администрации Приморского края в свое время собрали несколько десятков замечаний по проекту кодекса и отправили разработчикам. «С нашей точки зрения, кодекс нарушает статью 72 Конституции РФ – о совместном распоряжении лесами, регионы не смогут контролировать ситуацию и окажутся отстраненными от происходящего в лесах субъекта федерации, – рассказал «НИ» специалист Управления лесами администрации края Сергей Пстыга. – К тому же, федеральный центр планирует регулировать такие мелочи, как ставки на сбор дикоросов, грибов, ягод. Зачем Москве вникать в такие мелочи?».

Приморские депутаты даже собирались провести референдум по Лесному кодексу, собрать подписи против принятия его. В первый проект кодекса депутаты внесли около сотни замечаний. Когда прочитали первую редакцию, обомлели – ни одного предложения или замечания от Приморья не было учтено. «Самое страшное, что есть в этом кодексе – допуск иностранцев к нашему лесу, – рассказал «НИ» депутат Законодательного собрания Приморского края Сергей Сидоренко. – Получить участок леса в аренду на 99 лет может любой иностранец, обладающий деньгами. И на этом участке он будет устанавливать свои правила, то есть сам решать – кого пускать в тайгу, кого нет. Если кодекс будет принят без поправок, получится, что Уссурийской тайгой будут владеть китайцы, корейцы, канадцы, которые и сейчас проявляют повышенные интерес, а местные жители не смогут даже войти туда. Разработчики кодекса и депутаты Госдумы должны понимать, что принятия кодекса в таком виде, как сейчас, в Сибири и на Дальнем Востоке вызовет народные волнения, посильнее, чем после «закона о монетизации».

Дмитрий Климов, Владивосток

"