Posted 30 мая 2004,, 20:00

Published 30 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Узники солнечного автобуса

Узники солнечного автобуса

30 мая 2004, 20:00
Тотальная эвакуация всех сотрудников «Интерэнергосервиса» из Ирака, о которой менеджеры фирмы заявляли на прошлой неделе, сорвалась. Спецрейсами МЧС в четверг и пятницу из Багдада прилетели только 180 работников из 230. Руководство компании, очевидно, не желая терять подряды на восстановление энергетики Ирака, решило в

Из всех российских компаний именно «Интерэнергосервис» дольше всех продержался в Ираке. За последние два месяца на его сотрудников нападали три раза. После третьего налета, 26 мая, когда два человека были убиты, а восемь получили ранения, руководство концерна все-таки попросило МЧС организовать эвакуацию оставшихся 230 человек. Официальные представители «Интерэнергосервиса» заявили, что в Ираке после эвакуации останется несколько администраторов, чтобы уладить дела компании. Но, как выяснилось впоследствии, они лукавили.

Первый рейс Москва–Багдад–Москва был выполнен самолетом МЧС России в четверг. На его борту прилетели около 90 рабочих, в том числе пятеро раненых. Этот же самолет доставил и «груз-200», тела убитых 26 мая Вячеслава Овсянникова и Виктора Дынкина.

Встречать вернувшихся россиян прибыли несколько десятков журналистов и три автобуса «Интерэнергосервиса». Репортеров пустили на взлетную полосу, когда самолет уже приземлился. Но всех ждало разочарование. Перед самолетом было выставлено оцепление и натянута веревочка, которую пересекать строго- настрого запрещалось. Больше всех расстроились операторы и фотографы. Между ними и прилетевшими было метров пятьдесят. «Как же тут можно что-нибудь дельное снять», – возмущались они. Но потом к самолету подъехал автобус и встал так, чтобы вообще не было видно, как высаживаются прилетевшие энергетики.

Минут через двадцать автобус заполнился и отъехал от самолета. Журналисты ринулись за ним. Однако рядом с автобусом бежал работник аэропорта и кричал: «Двери закрыть и никому не открывать».

– А почему с людьми пообщаться нельзя? – спросил я на бегу.

– Потому что нельзя.

– А чей это приказ?

– Так надо, – многозначительно ответил сопровождающий.

Автобус с надписью «Sunshine bus» («Солнечный автобус». – «НИ») на борту, в который села первая партия эвакуированных, еще около получаса грелся на солнце с закрытыми дверями и окнами. Внутри в прямом смысле слова парились уставшие от перелета люди. Им запретили даже выйти размять ноги. Автобус был похож на маленькую передвижную тюрьму. Чтобы хоть как-то поговорить с ее узниками, приходилось писать вопросы на бумаге и показывать им через окно.

«Почему вам не разрешают общаться с нами?»

Внутри только развели руками.

«Это ваше руководство запрещает?»

Большинство, увидев этот вопрос, отворачивалось. Лишь несколько человек, оглянувшись по сторонам, незаметно для соседей утвердительно кивнули.

«Вы хотели уезжать?»

Нет, показывают жестами.

«Из-за зарплаты?»

Да, кивают мои «собеседники».

«Там было страшно?»

Отрицательно мотают головами.

«Вы знаете, кто на вас нападал?»

Нет.

Все, кто сидел в автобусе, выглядели очень уставшими. И только один пассажир искренне радовался возвращению – это была двухлетняя девочка Тамара. Она вместе со своей мамой Шурук, россиянкой иракского происхождения, возвращалась домой. Они ездили проведать родителей Шурук. Журналисты просили показать девочку. Женщина с удовольствием подносила ребенка к окну. Тамара улыбалась и радостно махала ручками. Она ждала встречи с папой Самиром, который встречал их около КПП аэропорта.

Позже в трех заполнившихся к тому времени автобусах все-таки открыли двери. Я зашел в одну из машин. «Какие там были условия?» – громко спросил я. «Отличные, очень хорошие, уезжать не хотелось», – практически в один голос заговорили люди. «А что...» – Я захотел задать второй вопрос, но меня перебил сильный толчок в спину. Сзади стоял высокий мужчина, в маленьких очках и с кейсом в руке.

– Кто вам разрешил разговаривать с ними? – злобно выпалил он.

– А кто запретил?

– Я.

– А вы, простите, кто?

– Представитель «Интерэнергосервиса».

На этом беседа с эвакуированными закончилась.

Ожидалось, что в пятницу из Багдада вернутся оставшиеся 150 сотрудников «Интерэнергосервиса». Однако на самолете МЧС прилетели только 90 человек. Оказалось, что, несмотря на настойчивые рекомендации МИДа, руководство компании все-таки оставило в Ираке около 60 работников. Чем объясняется это решение, нам выяснить так и не удалось. По существующим нормам, российские власти не могут принудительно эвакуировать сотрудников компании. Они ограничиваются лишь рекомендациями внешнеполитического ведомства. Однако в «Интерэнергосервисе» к ним, видимо, не очень прислушиваются.

"