Posted 31 марта 2020,, 15:40

Published 31 марта 2020,, 15:40

Modified 7 марта, 15:13

Updated 7 марта, 15:13

Социальный ПИН: как он может помочь семьям с детьми-инвалидами

Социальный ПИН: как он может помочь семьям с детьми-инвалидами

31 марта 2020, 15:40
Практика показывает, что многие родители детей-инвалидов знают далеко не все свои и возможные льготы. Социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов, или сокращенно СоцПИН, призван вывести информирование граждан на новый уровень. Этот проект осуществляется Фондом социального страхования -ФСС РФ

Иван Петровский

Стоит оговориться, что СоцПИН в пробном режиме был запущен еще в 2016 году в нескольких российских регионах. Идея полностью оправдала ожидания. Четыре года семьи с детьми-инвалидами получают предварительные уведомления о праве на обеспечение техническими средствами реабилитации - например, протезами, колясками, ортопедической обувью, средствами ежедневного ухода и другими.

Родители детей-инвалидов называют СоцПИН настоящей палочкой-выручалочкой. Из Фонда им приходят уведомления различными способами: письмо по электронной почте, почтовым отправлением, СМС-информированием, звонок по телефону (домашнему или сотовому) о том, какие технические средства реабилитации полагаются ребёнку в текущем году, и о сроках их обеспечения. «Для нас это очень важно», - говорит Анна, мама 12-летнего Антона, инвалида-колясочника, - в начале года нам пришло уведомление о том, что нам положена комнатная коляска, указаны сроки, в которые нужно подать заявку. Все очень подробно и понятно расписано. Мы собрали все необходимые документы, передали их в ФСС. И нас все время держали в курсе событий – сообщили, что все хорошо, что наши документы уже переданы поставщику, и вскоре мы смогли забрать коляску. Такая услуга конечно здорово экономит время, и мы можем не волноваться, что пропустим срок замены.

В 2020 году СоцПИН заработал уже по всей России.

В Фонде социального страхования СоцПИН называют "социальным персональный информационным навигатором". А по сути это

годовая программа, в которой содержится информация о том, какие ТСР положены детям, плановые сроки обеспечения, где и как их можно получить. Документ составляется на основании данных, указанных в индивидуальной программе абилитации или реабилитации (ИПР, ИПРА). Работники ФСС могут уведомлять родителей по электронной или обычной почте, или по телефону.

По закону, для подтверждения инвалидности и получения бесплатных средств реабилитации всем инвалидам необходимо пройти медико-социальную экспертизу, после чего каждому ребенку разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, в которой четко указано, какие технические средства реабилитации ему дадут от государства, а также срок выдачи и рекомендации, за сколько дней нужно подать заявление в региональное отделение ФСС.

Часто детям-инвалидам в ходе программы реабилитации полагаются сразу несколько ТСР, у каждого из них разный срок действия, поэтому, естественно, отличаются и даты замены.

Электронные уведомления в рамках проекта поступают законному представителю каждого ребенка, состоящего на учете в региональном отделении Фонда социального страхования. Исходя из полученной в уведомлении информации, представители ребенка- инвалида могут выбрать способ получения ТСР. Можно, например, заказать инвалидную коляску в фонде, а затем забрать ее в удобном пункте выдаче, или купить изделие самостоятельно и получить компенсацию.

Однако одним информированием дело не ограничивается. Важная цель СоцПИНа — гарантировать гражданам своевременное получение нужного изделия. В уведомлении указываются даты получения ТСР. Соответственно Фонд социального страхования берет на себя обязательство - провести положенные конкурсы и закупки в установленный срок.

Каждый родитель может выбрать способ, с помощью которого ему будут сообщать о положенных средствах технической реабилитации для ребенка-инвалида на текущий год. Памятку можно получить как по электронной или обычной почте, так и в смс. Кроме того, информация может быть сообщена устно сотрудником ФСС по стационарному или мобильному телефону.

Через СоцПИН родители также получают адреса и телефоны филиала ФСС, сотрудника к которому они могут обратиться за дополнительной информацией или помощью в оформлении документов.

Нужно понимать, что сервис СоцПИН носит уведомительный характер. ФСС информирует родителей, какие средства реабилитации их дети могут получить в этом году. Однако, когда обращаться за новым изделием, представители детей-инвалидов решают сами. Естественно, чем позже будет подано заявление, тем позже удастся получить новое ТСР.

Чтобы заказать средства реабилитации или получить компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, нужно заполнить соответствующую форму заявления, которую предоставляет ФСС. После этого обращение обрабатывается сотрудниками ФСС, назначается компенсация или организуются закупки изделий.

В случае, если ТСР вышло из строя до окончания срока эксплуатации, а гарантийный срок производителя уже истек, родители ребенка также могут обратиться в ФСС с заявлением о его замене. Заявление будет рассмотрено на заседании комиссии медико-технической экспертизы, где примут решение о ремонте или замене изделия.

Специалисты ФСС советуют родителям заранее на этапе подключения к системе СоцПИН сообщать антропометрические данные ребенка, а затем уточнять их каждый год. Дети имеют свойство быстро расти, а многие ТСР, в том числе коляски, корсеты, ортопедическая обувь подбираются по индивидуальным размерам. В случае, когда данные на ребенка есть в ФСС заранее, сотрудники могут быстрее сформировать техническое задание для поставщика, соответственно, процесс закупки нужного оборудования будет происходить намного быстрее.

СоцПИН помогает родителям сэкономить время, чтобы побыть с детьми, а также является дополнительным механизмом контроля качества работы самого ФСС.

"