Posted 30 января 2014,, 20:00

Published 30 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

«Беда в палатках»

«Беда в палатках»

30 января 2014, 20:00
Компромисс между украинскими властями и оппозицией, который, как казалось, может положить конец многодневному противостоянию в стране, оказался под угрозой. Значительная часть, либо даже большинство протестующих считает неприемлемым главный пункт достигнутых договоренностей: освобождение захваченных зданий и улиц в обм

В четверг президент Виктор Янукович обратился к стране. В своем телевыступлении он обрушился на политиков, которые «будоражат народ» и делают «безответственные заявления». При этом он сообщил, что власть «свою часть договоренностей» с оппозицией выполнила и поэтому, как дал понять глава государства, настало время прекратить противостояние. Впрочем, многих в стране интересовало не то, что скажет президент (это вполне можно было предугадать), сколько то, как он выглядел. Выглядел он относительно бодро – даром что в тот же четверг украинские СМИ облетела новость: утро дня Виктор Янукович встречал, лежа под капельницей. Таковы последствия бурной ночи. В среду президент в стенах парламента принимал самое активное участие в дискуссиях и спорах, затянувшихся за полночь, и все-таки сумел убедить провластное большинство в необходимости принятия законопроекта авторства Юрия Мирошниченко – своего постпреда в Раде. Оппозиция за документ не голосовала, мотивировав это тем, что его все равно не примет Майдан. Суть законопроекта проста: он предполагает в 15-дневный срок освобождение зданий и улиц в обмен на освобождение арестованных «евромайдановцев». Оппозиция же пыталась договориться с большинством о голосовании за другой законопроект, предполагающий амнистию для протестующих безо всяких условий. И ряд депутатов большинства, по словам оппозиционеров, были согласны его поддержать. Однако в итоге этого не произошло.

Консультации шли за консультациями: то свое заседание проводили оппозиционные фракции, затем тот же конференц-зал в подвале парламента прочно оккупировала фракция Партии регионов. «Нечего ставить на голосование», – вечером после всех заседаний объявил спикер Владимир Рыбак, предложив собраться в четверг. В ответ депутаты начали скандировать: «Сегодня! Сегодня!», на что спикер им ответил: «Это вы покричите своим руководителям!». После этих слов в парламенте появился сам президент. Теперь крики раздавались из-за двойных закрытых дверей. Под ними дежурили не только журналисты, но и лидеры оппозиции. Они буквально на коленях написали записку и передали ее в зал, где заседал Янукович и «регионалы». После этого президент отправился на переговоры с тремя лидерами оппозиции: Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком. Затем Янукович вернулся к своим соратникам и выдвинул последний аргумент. Депутат от Партии регионов Сергей Кивалов подтвердил «НИ», что президент говорил о том, что объявит перевыборы парламента, если законодатели будут бездействовать. Внефракционный депутат, бывший член фракции Партии регионов Инна Богословская в интервью «НИ» сообщила, что по ее данным, все было еще серьезнее. «Регионалов» собрали, и президент сказал депутатам: или вы принимаете законопроект об амнистии, или «всех посадят, потому что на всех есть материалы».

В итоге закон Мирошниченко был проголосован 232 голосами «за»: несколькими внефракционными депутатами, всем составом фракции коммунистов и практически всей фракцией Партии регионов. Однако все эти титанические усилия противниками Януковича не были оценены.

Решение об амнистии, о котором на Майдане узнали из телетрансляции по большому экрану, установленному на одном из зданий, было встречено, в общем, равнодушно: свиста, равно как и радостных криков не наблюдалось.

В четверг на Майдане, между тем, стало заметно меньше людей. «Просто все греются!», – пояснила «НИ» охрана Майдана отсутствие активности на сцене и около нее. И действительно, в четверг в Киеве было холодно: –24. Охранники греются у бочек и пьют горячий чай. «Голосование в парламенте ничего не меняет. Никто не будет освобождать здания. Никто не уйдет с баррикад до полной капитуляции власти! – заявил «НИ» охранник Майдана Иван и привел в пользу борьбы до победного конца, так сказать, экономические аргументы. – Послушайте, как мы можем освободить здания? Где будут греться люди? Куда мы денем продукты? Медикаменты? Если останутся только палатки, то это беда!».

Впрочем, собеседники у бочки соглашаются с тем, что лед все-таки тронулся, и протесты чего-то достигли: ведь премьер вместе со всем Кабинетом министров ушел в отставку и отменены вызывающие неприятие оппозиции законы от 16 января. Договариваются и о возвращении к Конституции 2004 года, которая резко сокращает полномочия президента, что протестующие, конечно, одобряют. Однако они не доверяют ни власти, ни лидерам оппозиции. Говорят о том, что посмотрят, кто станет премьером и какое будет правительство. Кроме того, все-таки главная цель протестов для всех участников Майдана одна – отставка Януковича. А он добровольно уходить, очевидно, не собирается. Учитывая, что, согласно действующему законодательству, объявить импичмент президенту практически невозможно, даже если бы у оппозиции было большинство в парламенте, то полная смена власти в стране может быть только после президентских выборов. А они по нынешней Конституции запланированы на март. Только 2015 года. Простоит ли до этого времени Майдан без столкновений с милицией – большой вопрос.

"