Posted 30 января 2014,, 20:00

Published 30 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Собрание диковин

Собрание диковин

30 января 2014, 20:00
Наступивший год стал юбилейным для знаменитой Кунсткамеры – Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. Пока сотрудники музея не торопятся раскрывать все сюрпризы, которые они готовят для посетителей в честь юбилея. Но то, что сюрпризы будут, в этом сомневаться не приходится – за 300

С «кабинетами редкостей», а вернее сказать «кунштов», именно так слово «редкость» звучит на немецком языке – отсюда и название музея Кунсткамера (Куншткамера) – российский император Петр Первый познакомился во время дипломатической миссии России 1697–1698 годов в Западную Европу. Среди сугубо политических и практических целей «великого посольства» была и вполне гуманитарная – узнать о жизни и порядках европейских государств изнутри.

В связи с чем, например, в Амстердаме Петр неоднократно присутствовал на лекциях профессора Фредерика Рюйша – легендарного нидерландского анатома, прославившегося на весь мир чудодейственным умением сохранять анатомические препараты и бальзамировать трупы. А в анатомическом театре одного из виднейших эскулапов XVIII столетия Германа Бургаве, что находился в городе Лейдене, царь самолично участвовал во вскрытии трупов. Новая наука, изучающая морфологию человеческого организма, его органов и систем вызывала у императора неподдельный восторг, о чем свидетельствуют и дневниковые записи: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, – сердце человеческое, легкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, – как нитки…»

Собственно говоря, увлечение Петра Великого анатомией и стало отправной точкой для создания первого в России государственного музея – Кунсткамеры. А свою первую «анатомическую коллекцию» русский царь приобрел за 50 тыс. флоринов именно у «художника смерти» Рюйша.

В начале XVIII века в Российской империи появились указы Петра I «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей», где подданным предписывалось не проходить мимо каких бы то ни было «диковин». Один из указов гласил: «Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...» и так далее и тому подобное…

В формировании собрания Петр пошел по пути европейских аналогов: при многих княжеских и королевских дворах подобные кабинеты редкостей начали создаваться уже в XVI–XVII веках. А в Датскую королевскую кунсткамеру, если верить сказочнику Гансу-Христиану Андерсену, попала самая знаменитая горошина всех времен и народов. «А горошину, – говорится в сказке «Принцесса на горошине», – отдали в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто ее не украл». Впрочем, если история с горошиной остается «открытой», то фрагмент «дерева-монстра» (выражение Петра) – сосны, в ствол которой вросла полукольцом ветка, похожая на дужку массивного амбарного замка – пополнил коллекцию «странностей» по распоряжению императора и находится в музейной экспозиции до сегодняшнего дня.

Если верить преданию, на том самом месте, где необыкновенная сосна произрастала, велением царя в 1718 году и было заложено новое здание для будущего музея (первоначальное название «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры»). Изначально же коллекция диковинок легла в основу «государева Кабинета», перенесенного в 1714 году (дата основания музея) из Москвы в новую столицу и размещенного после переезда в Летнем дворце.

Помимо экспонатов, демонстрирующих анатомические редкости и аномалии, музей обладает богатейшим собранием предметов старины, наглядно рассказывающих об истории, культуре и быте народов Старого и Нового света. Здесь же – археологические коллекции, личные вещи Ломоносова и уникальные памятники науки и техники.

В отличие от западноевропейских музеев, где посещение было платным (а плата была немалой), Петровская Кунсткамера являлась открытой для любого, вне зависимости от толщины его кошелька. Такова была воля императора, считавшего, что с «охотников до знаний» следует «не деньги брать», а напротив, всячески их «приучать». Когда же генерал-прокурор Сената граф Павел Ягужинский предложил-таки Петру взимать с посетителей плату в размере одного рубля, царь запротестовал: «Чем брать, я скорее соглашусь угощать каждого пришедшего чаем, кофе или водкой». Так и было: на угощение посетителей главному смотрителю Кунсткамеры выделялось 400 рублей в год. Данная традиция бытовала долго и распространилась на весь период царствования императрицы Анны Иоанновны.

А вот нынешнему посетителю Кунсткамеры придется заплатить за билет 200 рублей, если он взрослый человек трудоспособного возраста, и 50 – если он школьник или пенсионер.