Posted 30 января 2005,, 21:00

Published 30 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Верните все назад

30 января 2005, 21:00
Громкий скандал, связанный с монетизацией льгот, разгорается в Калининграде. Инвалид третьей группы Геннадий Шмитов требует от местных чиновников аргументированно доказать, что он ничего не потерял в результате начавшейся реформы, угрожая в противном случае совершить акт самосожжения. Тем временем, как удалось выяснить

После отмены льгот инвалид третьей группы Геннадий Шмитов и его супруга-пенсионерка оказались за чертой бедности, передает собкор «НИ» в Калининградской области Валерий ГРОМАК. Ранее на льготах по оплате телефона, услуг транспорта, ЖКХ семья Шмитова экономила 2,5 тыс. рублей в месяц. Теперь все эти блага заменили компенсацией в 950 рублей. Однако Шмитов, онкологический больной, только за лекарства платит в месяц 1000 рублей. В конце прошлой недели он направил телеграмму в администрацию президента Путина, в которой сообщил: «Находясь в здравом уме и твердой памяти, заявляю: если городская мэрия и администрация области не докажут мне с бумагами в руках, обоснованно и аргументированно, что от монетизации льгот в материальном плане я ничего не потерял, а только выиграл (как это внушили Путину министры Зурабов с Кудриным), я буду вынужден прибегнуть к крайней мере – публичному самосожжению в центре города». Как считает калининградский инвалид, может быть, хоть такой способ борьбы за права человека вызовет определенный резонанс в обществе и заставит чиновников подумать не только о своем личном благосостоянии. Это решение, по заявлению Шмитова, не шантаж, так как он человек верующий. «Просто я смертельно устал требовать того, – говорит Геннадий Георгиевич, – что мне гарантировано Конституцией, – права жить по-человечески».



Кому выгоден закон

Геннадий Шмитов не одинок в желании узнать, чего же именно он лишился в результате начала реформы. Большинство российских инвалидов этого просто не знают.

«Я достаточно долго разбиралась с этим законом, – говорит эксперт социально-правового управления Центрального правления Всероссийского общества инвалидов Юлия Монахова. – Простой инвалид я, полагаю, еще долго будет открывать для себя все новые и новые льготы, которых он лишился. Но уже встает вопрос об адекватности назначенных компенсаций. Наша организация еле добилась, чтобы их повысили хотя бы до закрепленных в законе сумм. Пока же получается, что закон реально выгоден только инвалиду, который живет в какой-нибудь глухой деревушке и никогда не пользовался льготами. Для горожан компенсаций явно недостаточно».

Но все-таки большее возмущение, чем небольшие суммы компенсаций, вызывает принцип, по которому они назначаются.

«Дело в том, что отменили льготы по группе инвалидности, а назначили компенсации по степени трудоспособности, – сказал «НИ» начальник Управления реабилитации Всероссийского общества глухих Виктор Антипов. – То есть человек с третьей группой инвалидности может быть признан полностью работоспособным. И тогда компенсация составит лишь 50 рублей. В условиях нашей страны это оборачивается катастрофой. Ведь инвалиду найти работу очень тяжело, а на специализированных предприятиях зарплаты мизерные. Это очень сильно ударит по молодым людям».



«Оставьте, как было»

Большинство опрошенных «НИ» инвалидов мечтают, чтобы все было так, как до 1 января 2005 года. «Лучше бы нам оставили прежние льготы, – сказала собкору «НИ» во Владивостоке Дмитрию КЛИМОВУ инвалид 2-й группы, главный специалист Приморского краевого общества инвалидов Людмила Большакова. – Я получаю пенсию в 2 тыс. рублей и компенсацию 550 рублей. Сейчас у меня разболелся позвоночник, надо сделать анализ крови, который стоит 450 рублей, и еще один анализ, который стоит 1500 рублей. Таких денег у меня просто нет. Проезд в общественном транспорте оставили вроде бы бесплатным, но водители постоянно хамят и матерятся, когда я показываю удостоверение. Поэтому мне проще заплатить 5 рублей».

А на днях в санаторий «Строитель» в пригороде Владивостока на 21 день поселили 20 инвалидов-«спинальников» из Владивостока и Находки, в возрасте от 14 до 34 лет. Путевки стоимостью более 10 тыс. рублей им оплатили из фонда социального страхования, о чем с большой помпой сообщили местные чиновники. Правда, через пару дней пациенты санатория завалили краевое общество инвалидов жалобами. Оказывается, из палат администрация вынесла телевизоры и холодильники, а процедур и лечения инвалидам и вовсе не предоставляют. «Как пояснило руководство санатория, стоимость путевки слишком мала, чтобы проводить лечение, – рассказала «НИ» Людмила Большакова. – За наличие телевизора в палате инвалидам предложили заплатить 65 рублей в сутки. Говорят, массаж – дорогое удовольствие и в стоимость путевки не входит. Раньше инвалиды-«спинальники» проходили лечебно-профилактические курсы в санатории «Сад-город». Там были лечебные грязи, людям делали массаж, врачи оказывали им профессиональную помощь. Но в прошлом году тот санаторий закрылся, а в «Строителе» нет даже пандусов для колясок».

Членами Приморского краевого общества инвалидов являются 42 тыс. человек, из них 3400 – дети. Всего в Приморье 128 тыс. инвалидов. С нового года они лишены права бесплатно выезжать на плановые операции и курсы лечения на самолете. Теперь до медицинских центров могут добраться только на поезде.



Цейтнот для инвалидов

Есть и еще одна проблема, связанная с принятием закона о монетизации. После его вступления в силу резко увеличилось число людей, решивших поменять свой социальный статус и получить добавку к пенсии. Как передает наш собкор в Нижнем Новгороде Сергей АНИСИМОВ, монетизация льгот подвигла нижегородских пенсионеров в срочном порядке оформлять себе инвалидность и получить степень нетрудоспособности.

В прошлом году на первичное освидетельствование по инвалидности в регионе пришли 20 тыс. пенсионеров. А за три недели 2005 года на прием уже записались более 7 тыс. нижегородцев. Многим советуют оформлять инвалидность участковые врачи (как говорят сами медики, людям больше всего почему-то нравится вторая группа инвалидности). И дают направление в Бюро медико-социальной экспертизы. Врачи жалуются, что с началом монетизации желающие оформить инвалидность практически парализовали работу экспертов. Если ранее оформление всех документов занимало пару недель, то сейчас – несколько месяцев. Часть пенсионеров по медицинским показаниям явно «не тянет» на инвалидность. Тем не менее многие стремятся заполучить заветные «корочки» исключительно ради «весомой прибавки к пенсии».

«Люди приходят к нам не от хорошей жизни, – говорит «НИ» врач-терапевт одной из нижегородских поликлиник Валентина Морохина. – В нашем государстве все они не имеют необходимой социальной защиты».

По словам начальника Главного бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Елены Базаевой, в некоторых районах области очередь на получение инвалидности составляет уже более девяти месяцев. Медики озабочены тем, что нижегородцы, имеющие стопроцентные медицинские показания к получению инвалидности, вынуждены ждать неопределенно долго. В связи с новыми правилами игры, установленными государством и порожденной ими неразберихой, они не могут воспользоваться ни пропавшими в одночасье льготами, ни заменившими их денежными компенсациями.



«Правительство поступило с нами нечестно»

Казалось бы, куда хуже. Есть куда, утверждают представители самой, наверное, запутавшейся в расчетах категории льготников – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. Ведь они в большинстве своем являются еще и инвалидами. Трактовка закона о монетизации вызывает затруднения даже у специалистов.

«Нам регулярно звонят операторы «горячих линий» и спрашивают, что положено чернобыльцам, – сказал «НИ» вице-президент союза «Чернобыль» Виктор Швецов. – Ведь понятие «чернобылец» несколько размыто. Есть и ликвидаторы 86–87 годов, и ликвидаторы 88–90 годов. Жители загрязненных зон, дети, родившиеся после аварии. Все они имели разные льготы. При этом все они могут попадать и в категорию инвалидов и тогда они получат компенсации, которые распространяются и на эту категорию. Но самая большая неразбериха – вокруг чернобыльцев, которые не являются инвалидами. Они все имеют право выбирать – брать социальный пакет или компенсации. Уже есть случаи, когда человек, получив компенсацию, тратит ее, думая, что у него есть социальный пакет, а вместе с ним бесплатный проезд, бесплатные лекарства и бесплатное санаторно-курортное лечение».

До сих пор непонятна и система выплат компенсаций чернобыльцам. Раньше она проходила через органы социальной защиты, но сейчас выплаты хотят замкнуть на пенсионном фонде. Поэтому многие до сих пор не получили компенсаций, хотя льгот уже лишились. Как сказал собкору «НИ» в Санкт-Петербурге Марии СЕЛЕЗНЕВОЙ вице-президент петербургского отделения общероссийской организации союз «Чернобыль» Александр Великин, если до вступления в силу «льготного» 122-го закона чернобылец и все члены его семьи имели право на 50-процентную оплату жилья и коммунальных услуг, то теперь 50 % может платить только непосредственно ликвидатор. Его дети и жена оплачивают уже по полной стоимости. Отменен и бесплатный проезд в городском транспорте. До первого февраля при предъявлении удостоверения и паспорта ликвидаторы могут ездить бесплатно, а потом карточку придется покупать. «Мы относимся к федеральным льготникам, поэтому, надеюсь, единый билет для нас будет стоить столько же, сколько для пенсионеров и ветеранов – 230 рублей, – сказал нам г-н Великин. – Хорошо, что пока нам сохранили бесплатное лечение в санаториях и пригородные электрички».

Формально 122-й закон сохранил чернобыльцам и право на бесплатное получение жилья. Но с определенными оговорками. «Справедливости ради стоит отметить, что ни один другой город России не выделял столько квартир, как Питер, – до 40 квартир в год, – говорит Великин. – Но теперь появился один небольшой пункт, который сильно осложнил ситуацию. Дело в том, что отныне чернобыльцам дают не квартиры, а деньги на их приобретение. Причем сумма определяется из расчета средней стоимости метра жилья по субъекту Российской Федерации. Грубо говоря, между дорогими квартирами в центре Петербурга и дешевыми на окраине Ленобласти. Например, мне положена трехкомнатная квартира, а на полученные по 122-му закону средства я могу приобрести только однокомнатную на окраине города».

Негативно встретили закон о монетизации и кубанские ликвидаторы аварии, передает наш собкор в Краснодарском крае Сергей ПЕРОВ. «Денежная компенсация не покрывает тех затрат, которые появились у нас с отменой льгот, – сообщил «НИ» руководитель краевого союза «Чернобыль» Михаил Маркушин. – Я считаю, что правительство поступило с нами нечестно, отняв льготы да еще пытаясь убедить людей, что им это выгодно. Если сложить все расходы, которые теперь надо возмещать живыми деньгами, и сравнить их с суммой компенсации, то ясно – нас пытаются обмануть. К нам ежедневно поступают десятки звонков. Раньше ликвидаторам выписывали лекарства без ограничения, сейчас только по списку. Что делать тем, кто страдает тяжелым заболеванием? В аптеках и поликлиниках сейчас страшная неразбериха, врачи толком не знают, кому что положено. Пока берем лекарства за свой счет».



МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ

Лишены права на бесплатное приобретение лекарств, ремонт и изготовление зубных протезов, на ежегодные путевки (либо денежные компенсации вместо них) в санаторно-курортные учреждения, на бесплатный проезд по России на всех видах транспорта (кроме такси) к месту лечения и обратно.

Лишены права на бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного транспорта (кроме такси), а также другими видами транспорта по всей России один раз в год туда и обратно.

Пособие по временной нетрудоспособности они теперь будут получать в размере 100% среднего заработка только в том случае, если размер выплат не превысит максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.

Утратили право на одноразовое улучшение жилищных условий в течение трех месяцев после подачи заявления, на беспроцентную ссуду на покупку жилья или индивидуальное жилищное строительство с погашением 50% ссуды за счет средств федерального бюджета. Чернобыльцы, как и все остальные граждане, не смогут теперь приватизировать занимаемые ими жилые помещения.

Они больше не имеют права на бесплатный автомобиль.

Лишились 50-процентной скидки на оплату телефона, радио, коллективных телеантенн, в том числе и на их установку. Установка телефона проводится в порядке общей очереди.

Государство отказалось возмещать одиноким инвалидам расходы, связанные с обслуживанием на дому.

Инвалиды и остальные чернобыльцы теперь не могут поступать на подготовительные отделения при государственных вузах независимо от наличия мест.

Вместо оплаты 50% стоимости содержания детей в детских садах, инвалиды-чернобыльцы и другие ликвидаторы отныне получат 90 рублей на питание ребенка.

Инвалиды-чернобыльцы получили ежемесячную выплату в размере 1000 рублей, индексируемую так же, как и базовая часть трудовой пенсии.


МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Государство освободило себя от обязанности содействовать занятости граждан, имеющих на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор.

Теперь перечень социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов будут определять региональные власти, а не федеральные.

Инвалиды утратили право на бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную.

Устранена необходимость обязательного учета мнения общественных объединений инвалидов при согласовании проектов новых зданий.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается для организаций, имеющих более 100 работников, а не 30, как было раньше.

Убрано требование о том, чтобы инвалиды обеспечивались бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации, бесплатно или на льготных условиях.

Права на бесплатный проезд общественным городским и пригородным транспортом и проезда по льготным ценам междугородным транспортом лишены не только сами инвалиды, но и сопровождающие их лица.


Справка «НИ»

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (ВКЛЮЧАЯ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ) ЗА РУБЕЖОМ

В ФИНЛЯНДИИ инвалиды имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте, на бесплатную медицинскую помощь, льготы на приобретение лекарств, льготы на проезд в поездах и междугородных автобусах.

В ШВЕЦИИ инвалиды пользуются целым комплексом льгот: от бесплатного транспорта до бесплатного медицинского обслуживания и питания.

В ГЕРМАНИИ инвалиды имеют налоговые льготы в зависимости от степени инвалидности. А если, например, инвалид не работает и не получает денег по социальной страховке, то он будет получать социальную помощь. Инвалиды пользуются скидкой при покупке дисконтной карты, дающей, в свою очередь, право на 50% скидку при покупке железнодорожного билета.

В ПОЛЬШЕ инвалиды имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте, право бесплатного пользования теле- и радиоприемниками, скидки при покупке лекарств.

В ВЕНГРИИ инвалиды бесплатно пользуются любым транспортом, кроме авиа, имеют право на бесплатное питание в социальных центрах и бесплатную медицинскую помощь, включая дорогостоящие операции.

В БЕЛОРУССИИ инвалиды пользуются бесплатной медицинской помощью, включая получение специального оборудования для инвалидов, например, колясок, бесплатным проездом на городском транспорте. Инвалиды-чернобыльцы имеют право на бесплатное лечение в Гомельском антирадиационном центре.

В УЗБЕКИСТАНЕ чернобыльцы (только в Ташкенте проживает порядка 1,5 тыс. пострадавших от аварии) имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте, один раз в год бесплатный проезд туда и обратно в пределах республики, бесплатное лечение, бесплатное питание при стационарном лечении, бесплатные лекарства. Весной 2003 года льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг были заменены чернобыльцам денежными компенсациями.

В ТАДЖИКИСТАНЕ в настоящее время проживает около 2 тыс. чернобыльцев. Из многочисленных льгот, которые им положены, фактически они могут бесплатно пользоваться лишь коммунальными услугами.

На УКРАИНЕ ежегодно проходят манифестации и митинги чернобыльцев в связи с тем, что компенсации на лечение и питание крайне малы (например, в 2004 году на амбулаторное лечение одного чернобыльца правительством было выделено чуть больше 2 долларов в год), и выплачиваются они с огромным опозданием (например, в некоторых городах выплаты за 2001 год чернобыльцы получали в 2004 году).

"