Posted 30 января 2005,, 21:00

Published 30 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Маски балета «Москва»

Маски балета «Москва»

30 января 2005, 21:00
В разнообразной и пестрой столичной театральной афише вот уже более 10 лет занимает прочное место Русский камерный балет «Москва»

В его репертуаре – около трех десятков постановок: этот молодой коллектив (его официальная дата рождения – 1991 год) активно осваивает пространство от классики до авангарда. А если учесть, что за эти годы Камерный балет «Москва» получил две «Золотые маски» – престижную российскую театральную премию, успешно гастролировал по стране и за рубежом, участвуя во многих фестивалях, то вырисовывается портрет серьезного, стремящегося сказать свое слово в искусстве.

Главной проблемой молодого театра – а именно так позиционирует свое детище основатель «Москвы», его художественный руководитель и директор Николай Басин, – является отсутствие стационарного помещения. Поэтому приходится вести кочевую жизнь, выступая на площадках, порой изначально для балета не предназначенных. Однако, по словам Басина, зритель должен получить полноценный спектакль – с красивыми декорациями, костюмами. Именно такими предстали «Щелкунчик» Чайковского и «Дон-Кихот» Минкуса на сцене Драматического театра имени Вл.Маяковского. Вероятно, из-за отсутствия своего дома нет пока у Камерного балета оркестра: спектакли идут под фонограмму (весьма, кстати, качественную).

Труппа молода и по своему составу: яркие, артистичные ребята, которые хотят покорить мир своим танцем. И в «Щелкунчике», и в «Дон-Кихоте» особенно выделялись солисты – исполнители главных партий – Алексей Борзов и Елизавета Небесная. Эти молодые танцоры – лауреаты международных конкурсов – имеют прекрасную классическую школу, умноженную на очевидный актерский талант. Это позволило им создать убедительные трактовки своих партий: романтический Принц и обаятельный, не без лукавинки Базиль (А.Борзов) и хрупкая Маша, а потом – кокетливая Китри у Е.Небесной. Под стать им и остальные артисты, уверенно и технично исполнявшие знаменитые характерные танцы в «Щелкунчике» и в массовых сценах в «Дон-Кихоте».

Однако не только благодаря классике стал известен Камерный балет «Москва»: все же хореографией Петипа, Лавровского, Вайонена в наше время никого не удивишь. В 1993 году внутри коллектива была создана «Группа современного танца». Басин сделал весьма смелый и дальновидный шаг, приглашая для своих подопечных известнейших зарубежных хореографов, что придало весомость поискам труппы в этом направлении. На долю «современников» приходится более 10 постановок всего репертуара Камерного балета, в том числе работа молодого китайского хореографа Вань Су «Откуда и куда?», «Взлом» поставленный голландцем Полом Селвином Нортоном, одним из самых оригинальных молодых хореографов Нидерландов. Сам постановщик так говорит о своем произведении: «Это спектакль об аутсайдерах, чужаках. Как взбесившийся слон изгоняется из своего стада из-за непредсказуемого и опасного поведения, так каждый исполнитель в балете «изгоняется» массой из общего движения и «вынуждается» к танцу в радикально иной пластике». Этот стиль был органично воспринят российскими танцовщиками, а премьер спектакля - Роман Андрейкин – был удостоен «Золотой маски» за лучшую мужскую роль.

Наконец, недавняя постановка, также получившая «Маску» в номинации «за лучший хореографический спектакль»: «Весна Священная» Стравинского, которую поставил французский балетмейстер Режис Обадиа, – знаковая фигура современного французского танца. Также с «Группой современного танца» сотрудничают отечественные хореографы. Таким образом, перед нами проходит панорама современного танца, во всем многообразии его течений и направлений: от модерна до авангарда.

Подчеркнем, что каждый спектакль является эксклюзивным: это означает, что данную конкретную постановку осуществил определенный хореограф специально для этого театра, и увидеть ее можно только здесь.

"