Posted 30 декабря 2017,, 13:55

Published 30 декабря 2017,, 13:55

Modified 7 марта, 17:07

Updated 7 марта, 17:07

Родом из 37-го.  Откуда взялся главный персонаж Нового Года

Родом из 37-го. Откуда взялся главный персонаж Нового Года

30 декабря 2017, 13:55
Фото: pinterest.com
Когда именно появился персонаж, без которого сегодня немыслим Новый Год - русский Дед Мороз, да еще в паре со Снегурочкой? Тут мнения расходятся - одни говорят, что он "сэволюционировал" из славянского злого божка Трескунца в конце позапрошлого века, другие - что только при Сталине.

"Есть общее представление, что Дед Мороз – это что-то исконное, древнее, мягкое, глубинное, - говорит публицист Александр Невзоров. - Но Дед Мороз, как ни странно – о чем знает мало кто — имеет и автора и год рождения. Конечно, в славянской мифологии был очень злобный божок, но он, правда, назывался бог Трескунец, который умертвлял одиноких путников, леденил скот. Затем на тысячу лет о нем благополучно забыли. И только большевики, ощутив определенный праздничный вакуум – это было где-то в 1935 - 1936-м году — решили все-таки внедрить новое социальное божество, новый культ, и в 1937 году на сцене Дома Союзов был официально представлен герой нового советского культа Дедушка Мороз.

Примечательно, что у него была автор. И этим автором был кровавый маразматик Постышев, тот самый Постышев, который так увлеченно организовывал массовые репрессии, который затеял голодомор в Украине, у которого крыша ехала во все стороны. Он прославился тем, что он изъял из продажи миллион коробков спичек по той простой причине во время зажигания спички пламя приобретало сходство с профилем Троцкого... Чуть позже этот же Постышев, изобретатель деда Мороза...запретил продажу любительской колбасы как контрреволюционной. Что примечательно, Постышева через полтора года после того, как он создал образ деда Мороза и продвинул его в массы, расстреляли, что примечательно, на морозе. Это произошло в феврале 1939-го года. Тело его оставили надолго остывать. И в общем, каким-то образом древняя языческая сказка таким образом воплотилась.

Снегурочку тоже внедрили в это же время, только чуть позже. Вы помните, там был еще обязательный такой символеныш бегать между ног Деда Мороза. Это некий Новый год, мальчик в шапке с обозначением цифр. Вот он не прижился. Снегурочка прижилась, потому что она как бы служила очень удобным объектом для новогоднего разврата, как мы знаем, потому что ведь деду Морозу пьяному, поднимаясь на какой-нибудь 14-й этаж, в лифте надо с кем-нибудь взаимодействовать. И для того отлично подходит Снегурочка..."

"Я порылся в исторической пыли и откопал интересные факты, - пишет Алексей Куликов. - При рассмотрении новогодних и рождественских открыток столетней давности, замечаешь одну деталь - Дед Мороз на них всегда один, в невзрачной простой одежде и без сопровождения Снегурочки... Еще в поэме Некрасова "Мороз, Красный Нос" он представлен злым, а у Одоевского - уже добрый. Славянский персонаж Мороз выглядел примерно так. Что бы сказал ребёнок, боящийся-то иногда и современного доброго дедушку, да?

Кстати и термина "Дед Мороз" не существовало еще 150 лет назад. Поскольку основной задачей рождественского старика было доставлять детям ёлку, его так и прозвали - Ёлкич. И только в 1910-х годах Дед Мороз обрёл своё современное имя. Примерно в тоже время Дед Мороз "переоделся". На смену старому армяку и палке пришла роскошная красная шуба и посох. Как раз перед революцией старичок обрёл свой привычный всем нам образ.

Снегурочка, в отличие от своего дедушки, мифологической антигероиней никогда не была. Появилась она благодаря драматургу Островскому, который написал пьесу по народной сказке про девочку из снега.Кстати пьеса потерпела полнейшее фиаско и Островский был поднят на смех. Только когда в 1873 году композитор Римский-Корсаков по этой пьесе сочинил оперу, к "Снегурочке" пришёл успех.

После этого Снегурочка заняла одно из главных мест на новогодних торжествах. Её украшения вешали на ёлку, а девочек наряжали в костюмы снежной красавицы.Но тут грянула революция, и оба персонажа встречи Нового года были объявлены буржуйскими пережитками и антинародными героями. Отменён был и сам Новый год как никому не нужный праздник. Новогодние елки, кстати, тоже были истреблены как "капиталистические заморочки"... Так продолжалось до 1934 года, когда власть "прозрела" и решила, что Новый год – праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях Страны Советов. Сталин лично дал указание вернуть народу Новый год... Во время войны, как и многие граждане, Дед Мороз был призван на фронт. Он успешно воевал с фашистами, вдохновляя и даже помогая освобождать страну от завоевателей. Придя с фронта победителем, новогодний старичок всегда шёл в ногу с советским прогрессом и приходил уже с подарками в мирные, заново отстроенные, советские города..."

"Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности, - пишет Александр Аникин. - Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного "рождественского деда", который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников.

При Александре II упоминаются "старый Рупрехт" (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или "дедушка Николай" (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза".

Так что, с одной стороны образ дореволюционный, но сложившийся едва-едва перед революцией и с почти 20-летним "перерывом" на 1917-1935 годы. Впрочем - и сложившийся не до конца.

"К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился, - пишет selyanka1. - Он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы"... И лишь в советское время "постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим – большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками".

"Революция произошла и в области ёлочной игрушки, - пишет Александр Майсурян. - Ангелочки, которых прежде вешали на ёлку, отошли в область преданий. Им на смену пришли новые революционные ёлочные украшения: среди них были не только алые звёзды-наконечники на верхушку дерева, но и слепленные вручную из ваты фигурки полярников, красноармейцев, милиционеров. Разноцветные шары с изображениями звёзд, серпов и молотов, стеклянные дирижабли - распространённый в те годы вид воздушного транспорта - с надписью "СССР", игрушечный крейсер "Аврора", фигурка Феликса Дзержинского...

В 1937 году была выпущена серия шаров с изображением вождей революции. Отразилась в ёлочной игрушке и злободневная тема гражданской войны в Испании: в 1938 году был изготовлен стеклянный шар с двумя аэропланами, один из которых сбивал другой. С выходом фильма "Цирк" (1936) популярность приобрели игрушки на цирковые темы. Первыми выпуск ёлочных игрушек наладили производственные артели — сохранившийся со времён нэпа "частный сектор" советской промышленности".

Среди учёных тоже ведутся споры, несмотря на, казалось бы, не такую давнюю историю Деда Мороза. Ведь в самом деле, что такое для истории даже 150 лет? Как говорится - хорошая черепаха живёт намного дольше.

В своём исследовании филолог фольклорист и антрополог Светлана Адоньева отмечает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой сформировался действительно лишь в конце 1930-х годов. Другой же исследователь, Елена Душечкина, ссылается на более древние источники формирования образа.

"