Posted 29 ноября 2015,, 21:00

Published 29 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

За наше несчастное детство

За наше несчастное детство

29 ноября 2015, 21:00
В конце минувшей недели в Якутске прошли пикеты в поддержку принятия регионального закона о «детях войны». Участники пикета, пенсионеры-активисты, потребовали ввести льготы для людей, родившихся незадолго до или во время Великой Отечественной войны. Подобные акции в этом году проходили и в других регионах. Льготы для «

О пикете местных пенсионеров 26–27 ноября сообщили СМИ Республики Саха. Несколько активистов, «несмотря на 30-градусный мороз», вышли к зданию госсобрания республики (Ил-Тумэна), а затем и к дому правительства, чтобы обратить внимание на «бездушную политику» республиканского правительства и потребовать не затягивать принятие закона «О детях войны».

Ранее в ноябре активисты из Свердловской области потребовали восстановить бесплатный проезд для «детей войны»: недавно льготы в общественном транспорте в регионе отменили. При этом в регионе пока вовсе нет соответствующей льготной категории; местные коммунисты ранее неоднократно выходили на митинги с требованием закрепить ее. Последний их крупный митинг состоялся 29 сентября, а к началу ноября стало известно, что в поддержку местного закона «О детях войны» активисты собрали 69 тысяч подписей.

Похожие требования в этом году выдвигали активисты Москвы, выходившие на пикеты за выделение льгот «детям войны» на Краснопресненскую набережную и Старую площадь. В мае активисты общественной организации «Дети войны» в Воронежской области пикетировали местное заксобрание, где тогда решался вопрос о принятии на рассмотрение регионального законопроекта «О детях войны». Проект в заксобрание взяли; вскоре он был отправлен в местное правительство, которое должно было написать на него заключение. Дальнейшая его судьба неизвестна. В июне на митинг вышли «дети войны» из Красноярского края; в апреле пикет за официальный статус для «детей войны» провел пенсионер в Хабаровске. Тогда же в Костромской области прошли акции за принятие местного законопроекта о «детях войны» – там его пытаются пролоббировать еще с 2010 года. Несмотря на требования активистов, этой весной законопроект тоже был отклонен: парламентарии решили, что на поддержку тех, кто пережил Великую Отечественную войну в малолетнем возрасте, в бюджете не хватит средств. Всё, чего удалось добиться местным общественникам, – это договориться с предпринимателями о скидках для «детей войны»: их согласились предоставлять две аптечные сети.

Льготы для «детей войны» уже действуют примерно в двух десятках регионов. В их числе, например, Санкт-Петербург, Амурская, Астраханская, Белгородская, Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Псковская, Тверская области, Пермский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа. Со следующего года льготы для «детей войны» будут действовать в Удмуртии, в Ямало-Ненецком автономном округе и на Сахалине. Сохранились льготы для «детей войны» и в Республике Крым и Севастополе, где они действовали, пока полуостров входил в состав Украины. Что же касается Москвы, то, как заявил в августе глава столичного департамента соцзащиты, труда и занятости Владимир Петросян, местные «дети войны» получают соцпомощь адресно: как показал проведенный по заказу ведомства опрос, из 100 тысяч пенсионеров этой категории только 64% сочли, что им надбавка не помешала бы, еще 36% сказали, что живут в достатке и не нуждаются.

Меры поддержки «детей войны» в зависимости от региона могут включать в себя ежемесячную надбавку к пенсии, бесплатный проезд, скидки на коммунальные платежи и лекарства, бесплатное протезирование зубов, компенсации за телефонную связь. При этом в Вологодской области, например, «дети войны» ежемесячно получают всего на 750 рублей больше, чем пенсионеры помоложе, а если они живут в домах без отопления, им также полагается 4000 рублей в год на дрова или уголь. В Иркутской области надбавка к пенсии составляет около 400 рублей, в Новосибирской – 343 рубля, зато в Санкт-Петербурге – 1500 рублей.

Консенсуса в том, кого именно считать «детьми войны», в регионах нет. Так, если в Иркутской области таковыми признаются люди, рожденные с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года, то в Удмуртии получатели льготы не могут быть рождены раньше 1928 года. При этом в нормативных актах многих регионов указывается, что люди, родившиеся в указанный временной промежуток, чтобы получать льготы, должны иметь какой-либо «бонус» – например, сиротство или длительный трудовой стаж (от 20 до 40 лет в зависимости от региона). В других регионах, наоборот, человек не может рассчитывать на льготу, если уже является, например, ветераном труда.

Всего в России от девяти до 13 миллионов граждан, которые могли бы претендовать на статус «детей войны». Чтобы поддерживать их всех на федеральном уровне, необходимо 130 миллиардов рублей в год – по крайней мере такую цифру озвучил на одном из заседаний Госдумы в апреле лидер КПРФ Геннадий Зюганов. То есть каждый представитель этой категории должен, по его мнению, получать 10–15 тысяч рублей в год.

Законопроекты «О детях войны» вносились в Госдуму неоднократно. Так, на рассмотрении сейчас находится документ авторства группы депутатов-коммунистов, где «детьми войны» предлагается считать людей, рожденных с 22 июня 1928-го по 4 сентября 1945 года и проживавших во время Великой Отечественной войны в СССР. Среди мер поддержки предлагается ежемесячная денежная выплата изначально в размере тысячи рублей (ежегодно индексируемая), бесплатные проезд и диспансеризация, внеочередная установка телефона и прочее. До 30 октября комитет Госдумы по соцполитике должен был представить свои отзывы, предложения и замечания к проекту; на этом его движение пока заканчивается. Отметим, что в архиве текущего созыва Госдумы – уже два одноименных законопроекта.

«Надо анализировать пересечения категории «детей войны» с другими льготными категориями; разбираться, насколько она обделена, – говорит «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова. – Дети войны – это люди уже достаточно преклонного возраста, они могут быть и инвалидами. В Москве, например, инвалиды получают достаточно хорошие пенсии. С другой стороны, в каких-то регионах люди этого возраста получают нищенские пенсии, хотя работали всю жизнь, и особых мер поддержки для них нет. Тут надо смотреть адресно. Но в любом случае, я думаю, нужно на эту возрастную категорию особое внимание обратить».

"