Posted 29 ноября 2006,, 21:00

Published 29 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС) Софья Дубинская

29 ноября 2006, 21:00
В рамках завершившейся на днях выставки «Пресса-2007» прошел конгресс руководителей региональных печатных СМИ, а также «круглый стол» по проблемам подписки и распространения печатных изданий, в котором приняли участие представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Федерального агентства по печати и массовым ко

– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с региональной прессой в стране?

– Сколько бы ни говорили о гибели региональной прессы, я считаю, этого не произойдет. Да, многие сейчас оказались в очень трудной ситуации, но региональная пресса была, есть и будет. Ведь именно она сегодня наиболее читаема, и за этой прессой будущее – на ней держится Россия. Разумеется, речь идет об общественно-политических изданиях, областных и муниципальных газетах здравого смысла. Но этой прессе нужна поддержка государства. И объединение, поскольку в одиночку газетам не выжить. Наш АРС-ПРЕСС – это как раз тот объединяющий центр, тот щит, на который могут рассчитывать все издания, оказавшиеся в трудной ситуации.

– В августе этого года главные редакторы крупнейших региональных СМИ обратились в правительство, в том числе к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, по поводу чрезвычайной ситуации, сложившейся с подпиской на периодические издания. Это обращение получило большой резонанс в прессе. Но почему власти так и не отреагировали на него?

– Нельзя сказать, что власти совсем никак не отреагировали. Обращение адресовано не только Медведеву. Там еще руководители ведомств, от которых зависит решение проблемы: министр по информационным технологиям Леонид Рейман, руководитель ФАС Игорь Артемьев, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский и председатель комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Павел Гусев. А ФАС уже года три пытается разобраться в сложившейся ситуации с подпиской.

– Чем знаменателен 2006 год?

– Как и два предыдущих, он прошел под знаком противостояния издателей и почтовиков. Но разлад начался еще пять лет назад. В 2001–2002 годах «Почта России» стала федеральным государственным унитарным предприятием – ФГУП. Одновременно с этим была создана коммерческая структура «Межрегиональное агентство подписки» (МАП), и тогда почтовики заявили, что больше не будут заниматься подпиской и подписными каталогами. «Почта России» настоятельно рекомендовала всем изданиям работать через МАП, запретив при этом своим региональным подразделениям заключать прямые договоры с изданиями на распространение. Агентство начинало работу с восьми регионов, сейчас им охвачено уже более 60. Поначалу МАП предлагало очень выгодные условия, теперь работает по безумным тарифам. Свое агентское вознаграждение МАП увеличило где-то в 50, а где-то и в 100 раз. Но нет ни одного официального документа, предписывающего заключать договоры именно с МАПом, хотя реально поддерживается именно эта коммерческая структура.

– Можно ли говорить о сговоре между коммерсантами и почтовыми чиновниками? Если да, то насколько сложившаяся ситуация угрожает существованию региональной прессы?

– Мы за руку никого не поймали. Но есть факты: МАП создавалось нынешними руководителями «Почты России», например, заместителем гендиректора Геннадием Котовым, а руководители региональных отделений «Почты России» в приватных беседах с главными редакторами признаются, что не имеют права вести подписку по устным указаниям из Москвы. Хотя письменного распоряжения на этот счет нет. ФАС приняла решение: если газета хочет работать с почтовыми отделениями, почтовики обязаны это делать. Но «Почта России» по-прежнему не занимается подпиской, ссылаясь на то, что у нее нет возможностей осуществлять эти операции, а у МАПа есть. Так что все говорит в пользу сговора, но обвинять кого-то конкретно, повторю еще раз, мы не можем.

– И как быть в сложившейся ситуации?

– Наши главные редакторы приняли решение о необходимости создания Федеральной альтернативной службы подписки и распространения. Это очень не просто, и без поддержки государства не обойтись. Мы надеемся, что такая поддержка будет. Уже сейчас подобная служба реально создается на местах, многие издания вовсю занимаются альтернативной подпиской, развивают собственную сеть распространения. Если «Калининградской правде» предложили поставить стоимость подписки на полгода больше 800 руб. вместо 300–400, как быть? Ведь никто на газету по такой цене не подпишется. Поэтому редакции отлаживают собственную сеть распространения. Скажем, ИД «Советская Чувашия» ведет распространение своей газеты через собственные киоски, их уже более 30. Небольшие издания, такие, как «Жуковские вести», привлекают к распространению школьников, студентов. На крупнейшую газету Хабаровского края – «Тихоокеанскую звезду» – открыта подписка в местных отделениях Сбербанка. Сейчас уже 75 газет наладили альтернативную систему подписки и распространения. И все же тиражи падают, даже у самых читаемых изданий они снизились в 2–4 раза.

– Какие способы давления на областные и районные СМИ используются в регионах?

– Если газета не заключила договор с МАПом, ей просто аннулируют подписку. Вот, например, в редакцию газеты «Саратовские вести» пришло письмо за подписью генерального директора МАПа А.А. Шишлина: «В настоящий момент нами не получен агентский договор на I полугодие 2007 года… В связи с этим ставим вас в известность, что подписка на издание «Саратовские вести» на I полугодие 2007 года будет аннулирована и закрыта».

– И многие уже получили такие письма?

– Пока нет. Но закрытие подписки для региональной газеты – это катастрофа. Ведь центральной прессы в регионах очень мало, и вся надежда на то, что человек получит достоверную информацию только из серьезной местной прессы. А государство реально теряет еще и миллиарды рублей, которые бы могли идти в бюджет, если бы подпиской, как и раньше, занималась почта. Никто не говорит, что надо вернуться к старой системе, надо создавать что-то новое. МАП и «Почта России» утверждают, что они выстраивают новые технологии. В чем их новая технология? В том, что раньше цена подписки и доставки составляла примерно треть цены (20–30%), а остальные деньги шли на издание газеты, а теперь все наоборот?

– От кого же зависит решение этих проблем и судьба региональной прессы в России?

– От государства, если оно поддержит наши инициативы законодательно и финансово. Кстати, в большинстве западных стран, где местная пресса хорошо развита, ее поддерживает именно государство. Мы вправе рассчитывать на поддержку правительства. Кстати, после публикации открытого письма главных редакторов в региональных газетах с обращением в федеральные органы государственной власти в защиту прессы выступили и законодатели. Первыми – депутаты Сахалинской областной Думы, которые направили свое обращение Владимиру Путину, Михаилу Фрадкову, председателю Совета Федерации Сергею Миронову и спикеру Госдумы Борису Грызлову. А после этого в АРС-ПРЕСС начали поступать письма в поддержку этого обращения из десятков законодательных собраний: из Костромской, Вологодской, Московской областей, из Чувашии, Карачаево-Черкессии… В итоге обращение Сахалинской областной Думы в защиту региональных газет поддержали более чем в 50 регионах.

– Как будут развиваться события в 2007 году?

– Предполагаю, что первое полугодие будет провальным. Но со второй половины 2007 года надеемся, что подписные тиражи региональных изданий начнут подниматься.

"