Posted 29 ноября 2005,, 21:00

Published 29 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Cвоевременное пятно

Cвоевременное пятно

29 ноября 2005, 21:00
Вчера на заседании Чрезвычайной комиссии по ликвидации ЧС в Хабаровске обсуждали возможность взрыва переливной дамбы. Ее строительство началось два года назад для возврата воды в Амур из Пемзенской протоки. По расчетам Росприроднадзора, взрыв дамбы стоимостью 400 млн. рублей мог бы отвести зараженную воду от главного в

Власти города уже определили источники артезианской воды, которую автоцистернами будут доставлять в жилые районы. У источников выставлена охрана, и очень вовремя: неизвестные лица уже пытались брать за воду деньги. Цены на всю жидкость в магазинах контролируются, но ее по-прежнему быстро раскупают. Инвалидам и пожилым людям социальные службы обещают доставлять питьевую воду на дом после отключения водопровода.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям разработала план по ликвидации последствий китайской аварии. Когда поступит распоряжение, воду начнут обеззараживать на очистных сооружениях активированным углем. Во вторник 20 т угля доставил в Хабаровск самолет МЧС. В пятницу военным самолетом доставят еще 50 т. Кроме того, 600 т абсорбента отправят из Перми в краевой центр по железной дороге.

Между тем подозрительная путаница со сроками заражения российской части Амура сохраняется. По официальным прогнозам, ядовитое пятно достигнет российской границы к 6–7 декабря, а хабаровского водозабора – к 12–14 декабря. Но многие в Хабаровске помнят заявление главы МЧС России Сергея Шойгу, что зараженная вода может достигнуть России уже 28 ноября. Настораживает и бензол, обнаруженный на днях в Пемзенской протоке под Хабаровском. 24 ноября, когда здесь узнали об аварии в Цзилине, вице-губернатор Хабаровского края Владимир Попов сообщил, что чрезвычайная ситуация в городе может быть объявлена 25-го. В тот же день во многих домах Хабаровска отключили воду. Однако вскоре вице-губернатор уже успокаивал население, а отключение воды объяснили «техническими причинами». Многие связывают эту путаницу с выборами в краевую Думу, которые должны пройти здесь 11 декабря: известие о заражении Амура до этого срока может сорвать явку избирателей.

До сих пор нет ясности и с химическим составом пятна. Российские спасатели сокрушаются, что брать пробы воды в Сунгари китайская сторона им не разрешила, и, говоря о «соединениях бензола», во многом приходится верить китайцам на слово. При этом известно, что 13 ноября в Китае из-за заражения был полностью эвакуирован 10-тысячный город Цзилинь. Во вторник на заседании штаба по ЧС в правительстве края директор хабаровского Института водных и экологических проблем РАН Борис Воронов заявил: «Мы до конца не знаем, какой состав движется к нам с этой водой, если говорят, что там взорвался реактор». Заседание снимали местные телевизионщики, и другие участники заседания поспешили остановить ученого. Между тем, по словам Ивана Сыча, начальника главного управления ГО и ЧС Хабаровского края, спектр ядовитых веществ, которые ждут спасатели, постоянно расширяется. «От чего именно мы защищаемся и хватит ли этих мер для спасения?» – этот риторический вопрос звучал в правительстве не раз.

Тем временем в связи с аварией в Цзилине по Хабаровску продолжает гулять страшное слово «гептил». Версию о заражении реки Сунгари китайским ракетным топливом пока никто официально не опроверг. В автобусах шепчутся, что зараженная вода не пахнет и, даже если ее не пить, она проникает сквозь поры, вызывая лейкемию и гепатит. Знакомая, чья дочь давно живет в Китае, «по секрету» шепнула корреспонденту «НИ», что в Харбине запрещено даже подходить к воде. Все это было бы смешно, если бы не странное поведение хабаровского МЧС. Вчера утром на вопрос о результатах очередного анализа амурской воды там сообщили, что это закрытая информация. Вечером Митволь демонстративно выпил перед телекамерами стакан водопроводной воды – и лишь подогрел слухи. В городе сразу заговорили, что в полпредстве из кранов течет артезианская вода, что перед этим московский гость наелся абсорбентов и вообще сделал это по звонку из Кремля, где ему приказали пресечь панику ценой собственного здоровья.

"