Posted 29 ноября 2004,, 21:00

Published 29 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Взорванная «Швейцария»

Взорванная «Швейцария»

29 ноября 2004, 21:00
Вчера руководство Челябинской области в очередной раз обсуждало вопрос о строительстве в регионе полигона для взрывов твердотопливных двигателей баллистических ракет. Местные жители против: по их мнению, сооружение этого объекта может испортить уникальную природу края. Взрывники утверждают, что уничтожение двигателей –

Взрывы, прогремевшие прошлым летом в Москве на аэродроме Тушино, «весили» один килограмм тротила. У станции метро «Рижская» – два килограмма. А в поезде на станции «Автозаводская» – пять. Сейчас Федеральное космическое агентство ищет регион, в котором будут взрывать дефектные заряды твердотопливных двигателей межконтинентальных баллистических ракет. Мощность одного взрыва составит 48 тонн в тротиловом эквиваленте, планируется взрывать до 400 тонн в год. Чиновники убеждают население в безопасности и необходимости этих работ.

Ранее площадка под полигон была запланирована в Пермской области, но местные экологи отстояли свой край. Весной этого года под возможное строительство был выбран карьер в Кусинском районе Челябинской области. Специалисты убеждают областную власть в том, что взрывы помогут возродить деградирующий район. Защитники природы собирают подписи жителей района против строительства. А лесник Иван Шляпников из села Александровка уверен, что «взрывать ракеты» в пяти километрах от его дома советуют злейшие враги государства.

Взрыв по договору

Уничтожать или нет – вопрос не стоит. Уменьшение российского запаса межконтинентальных баллистических ракет закреплено в договоре между СССР и США «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». «Количество российских ракет сокращается в три-четыре раза, – рассказал «Новым Известиям» заместитель начальника экологической службы ЗАО «Промтекон», которое по заказу Роскосмоса реализует программу уничтожения двигателей, Анатолий Тарабара. – 500 ракет должны ликвидировать за 10 лет».

Ракеты разбирают на детали в нескольких регионах России. Самые трудные для утилизации – твердотопливные двигатели, по три ступени на каждую ракету. «Если бы в них использовалось жидкое топливо, его можно было бы слить, а корпус – на переплавку, – продолжает Анатолий Тарабара. – Для утилизации твердотопливных двигателей есть два метода: подрыв и сжигание. В России пока используют только второй. Но часть зарядов сжигать нельзя технически. От долгого хранения – почти все ракеты стоят «на дежурстве» по тридцать лет – в двигателях могут появляться трещины и отслоения. Такие заряды должны подрываться. А полигона для этого нет». Пока в России обнаружена лишь одна дефектная ракета. Но через несколько лет испорченных зарядов будет больше.

Заповедная глубинка

Облюбованный взрывниками карьер «Радостный» находится в «уральской Швейцарии». Круглая чаша с водой, окруженная холмами с редкими соснами и березками. Даже не скажешь, что здесь 30 лет разрабатывали месторождение железной руды с проведением взрывных работ. Кстати, «Радостный» был выбран именно поэтому. А еще из-за того, что здесь сохранилась железнодорожная ветка – не надо тратиться на протягивание новой. В качестве «минуса» взрывникам достались в соседство село Александровка с 250 жителями, истоки нескольких рек, национальный парк «Таганай», Уральские горы на стыке двух континентальных плит и химкомбинат «Маяк» с хранилищем ядерных отходов.

Пробные взрывы прошли без сопротивления со стороны властей. На берег карьера были завезены не двигатели, а промышленная взрывчатка – 200, 800 и 4000 килограммов тротила. Прибывшие высокопоставленные лица расположились в 700 метрах и шутили: «Вот сейчас рванет, и останется весь Кусинский район без начальства!» «Гул был страшный, – вспоминает местный журналист Людмила Свистаенко. – В небе потом долго еще висело плотное кольцо дыма. А в пяти километрах, в селе Александровка, открылись форточки и двери».

Проведенные работы были согласованы с Министерством природных ресурсов России. Не нашел возражений областной Гидрометеорологический центр. Против высказался только главный санитарный врач Челябинской области Александр Гаврилов. В администрации области не сказали ни «да» ни «нет».

Защитники родины

На защиту своего края встали два человека. Один – руководитель лесничества Иван Шляпников из села Александровка, агитирует односельчан беречь природу. Помог написать письмо с просьбой переселить людей из села, если тут будут «взрывать ракеты». Власть передала письмо взрывникам, а те категорически отказались кого-либо переселять. Второй защитник – пенсионер Валерий Кутышев, бывший председатель экологического фонда Златоуста, спасает родину с помощью бюрократии. Он создал общественную инициативную группу «Нет» – взрывам ракет».

С экологом в отставке корреспондент «Новых Известий» встретился в Челябинске, напротив резиденции главы области Петра Сумина. Валерий Кутышев хотел отдать губернатору 20 тысяч подписей жителей Златоуста и Кусы против строительства полигона. «Не взяли, – вздохнул пенсионер, возвращаясь от губернатора. – Сказали, что вопрос передан в областное Управление по радиационной и экологической безопасности. Но ведь мы-то хотим, чтобы все было по закону! Чтобы была проведена независимая экологическая экспертиза и, если понадобится, референдум».

«Безопасные» взрывы

Взрывы зарядов ракетных двигателей не причинят существенный вред ни природе, ни людям, считают взрывники. «Максимальное расстояние по действию выброса вредных веществ, разлету осколков и кусков породы для подрыва самого большого заряда в 48 тыс. килограммов – всего лишь 1800 метров, – рассказывает Анатолий Тарабара. – От сотрясения не будут потревожены даже отвалы породы. И в выбросах нет ничего ядовитого».

Те, кто заинтересован в скорейшем запуске полигона, в первую очередь напирают на выгоду, которую получит регион. 200 млн. рублей – столько выделяет Роскосмос, – для властей. Для народа – запуск предприятия по добыче строительного камня, которое даст 100–200 рабочих мест. За ее раскрутку взялось предприятие из Магнитогорска. Кстати, второе производство на базе карьера поможет сократить расходы на охрану полигона. Взрывы можно проводить только летом, 2–3 раза в месяц, все остальное время охранять территорию невыгодно.

Маленьким селам вокруг карьера действительно не хватает работы. «У нас больше 200 жителей, – рассказывает староста села Александровка Леонид Андреев. – Большинству за 40 лет. Все молодые уехали на север, на заработки. В селе работы нет, только в магазине, на почте и в лесничестве. Раньше почти все были против полигона. А когда пообещали работу, половина жителей передумала. Но на карьер, наверное, будут требоваться специалисты, которых у нас нет».

Под давлением экологов губернатор Челябинской области все же отправил в Федеральное космическое агентство просьбу вынести полигон за пределы области. Роскосмос тут же ответил, что создания полигона в карьере «Радостный» не планируется. Этот ответ на время успокоит жителей, и вполне вероятно, что дальнейшее продвижение полигонного дела пройдет без конфликтов. Ведь взрывники не скрывают намерения к лету все-таки получить согласие на постройку полигона. Иначе потраченное время и деньги на исследование региона и карьера ушли зря.

Вот только дело здесь вовсе не в экономии. Взрывники понимают, что другого места могут не найти – мало кто из россиян захочет иметь столь опасного соседа.

"