Posted 29 октября 2014,, 21:00

Published 29 октября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:15

Updated 8 марта, 04:15

Глава Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова

Глава Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова

29 октября 2014, 21:00
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому сокращение и ликвидация медучреждений должны проводиться только с согласия общественности. Специальные комиссии, по мысли авторов документа, должны быть созданы в каждом регионе, а их состав и численность будут определяться на местах. О том, насколько такая мера убережет

– Гузель Эрнстовна, как вы относитесь к подобной инициативе?

– Отношусь положительно, ведь одним из аспектов проходящей реформы здравоохранения является сокращение коечного фонда. Идет мощная кампания по сокращению медицинских учреждений. Хотя и без дополнительных сокращений количество коек на 50% меньше, чем необходимо для выполнения нормативов программы госгарантий по госпитализации. Несмотря на то что изменения радикальные, контроль медицинского сообщества как таковой отсутствует. Поэтому, если будут созданы такие общественные комиссии, это станет дополнительным фильтром для того, чтобы не допустить неверных решений в здравоохранении, особенно по части закрытия больниц. Во всяком случае если бы реформа здравоохранения подверглась профессиональному общественному вердикту раньше, то такой вакханалии, которая сегодня учинена в здравоохранении, наверное, бы не произошло.

– Самые массовые сокращения коечного фонда зафиксированы в Москве, однако законопроект касается всех регионов...

– Это правильно, потому что слияния и ликвидация медучреждений – это процесс, охвативший всю страну. Где-то, как в Москве, это явно выражено, где-то пока проходит по-тихому. Но ни один регион не застрахован от решений непрофессионалов в сфере здравоохранения.

– Часто бывает, что в общественных комиссиях и советах сидят «свои» люди, которые принимают выгодные власти решения. Например, комиссии по общественному наблюдению в тюрьмах набираются из силовиков. Какова вероятность, что и в этом случае повторится та же схема?

– Никто от этого не застрахован. Но такие решения и деятельность этих общественных комиссий должны обсуждаться публично, широко освещаться. Вообще в здравоохранении пока заметно ослаблена роль таких экспертных сообществ, как Национальная медицинская палата, ассоциаций пациентов. В свое время выходили приказы Минздрава о создании на уровне каждой больницы своего общественного совета. Как-то незаметно прошли эти назначения, а они должны также освещаться широко.

– Кто, по-вашему, должен войти в эти общественные комиссии?

– Это могут быть и врачи, и представители правозащитных организаций, других некоммерческих фондов, и пациенты. Почему сегодня врачи забили тревогу? Потому что им чуть ли не ежедневно по объективным причинам приходится отказывать в медицинской помощи пациенту. Пациенты тоже начали беспокоиться. Они столкнулись с тем, что попасть сегодня в больницы стало сложнее, чем раньше. Помимо койко-мест, сократили объем финансирования на высокотехнологичную помощь, которая, кстати, в России в среднем в три раза хуже финансируется, чем в странах Евросоюза. В результате сократились квоты. И пациентам уже сейчас приходится записываться на лечение, которое они планируют провести в следующем году.

– Как эти общественные комиссии должны будут решать спорные вопросы?

– Чтобы их решения были взвешенными, они должны обращаться за экспертным мнением к профессиональному медицинскому сообществу, к тем, кого часто игнорируют чиновники, когда продвигают свои инициативы. Это люди с опытом и пониманием системы в целом. Заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников недавно отметил, что сами главные врачи будут решать, какие специалисты им нужны, а каких можно уволить. Но это, на мой взгляд, неверный подход. Прежде, чем увольнять, нужно определить, сколько для Москвы, например, нужно кардиологических коек, коек паллиативного лечения, коек реабилитации. Это связано с потоком пациентов на уровне всего города. А потом эти потоки можно распределить по нужным больницам. Это может сделать только профессионал, который вник в суть всей системы. Поэтому мнения отдельного главного врача недостаточно, чтобы принимать объективные решения.

"