Posted 29 октября 2006,, 21:00

Published 29 октября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Город «чайников»

Город «чайников»

29 октября 2006, 21:00
«Лавочки, где покупаются права». Именно так, по мнению Валентины Матвиенко, следует правильно называть петербургские автошколы. В конце минувшей недели губернатор Северной столицы потребовала от Сергея Бугрова, начальника УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленобласти навести порядок в городских автошколах, большинство из которы

За 7 месяцев 2006 года в Ленинградской области 13 тыс. человек получили право управлять транспортными средствами. По мнению Матвиенко, большинство из них права просто купили. «Необходимо запретить все школы, которые вместо того, чтобы учить водителей, только собирают деньги. Превратили школы по подготовке водителей в лавочки, где платишь деньги и получаешь права! – возмущалась Валентина Матвиенко. – Ситуация с каждым годом усугубляется! Медицинского освидетельствования будущие водители практически никакого не проходят, много случаев, когда права выдаются больным людям, что недопустимо. Запретить все школы, которые таким образом готовят водителей!»

Проблема автошкол характерна не только для Петербурга. Во времена, когда автошколы подчинялись полувоенной организации ДОСААФ, обучение на права занимало от 4 до 6 месяцев. Сейчас подготовиться к экзаменам, сдать их и получить водительское удостоверение можно всего за неделю. Это называется самоподготовка. «Если вы прочитали правила дорожного движения и знаете, с какой стороны садиться в машину, то считается, что вы провели самоподготовку и готовы к сдаче экзамена, – рассказал «НИ» президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Нужно заплатить только 500 руб. за право сдачи экзамена и сдать 200–300 долларов «на лояльность экзаменатора». Для сравнения: полное обучение в автошколе стоит 10–15 тысяч рублей. Конечно, профессионализм водителей, получивших права таким способом, может быть очень низким, но это вряд ли кого-то волнует».

По словам г-на Травина, дело в том, что создавшаяся коррупционная ситуация очень выгодна нечистым на руку сотрудникам ГИБДД. Рынок нелегально полученных прав и соответствующих медсправок исчисляется несколькими миллионами долларов. Автошколы в деле. Именно через них чаще всего кандидаты в водители выходят на сотрудников дорожной милиции, чтобы дать взятку. Кроме того, это устраивает и многих автолюбителей. «Современная российская автошкола лучше всего выполняет функцию передачи взяток от водителей гашникам, – считает Виктор Травин. – Я лично знаком с обстоятельствами, при которых начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД долгое время получал от 12 до 15 тыс. долларов в месяц за помощь в получении водительских прав».

Мы позвонили по объявлению в произвольно выбранную автошколу, обещавшую оказать помощь в получении прав. Выяснилось, что купить права можно за 300 долларов. «Нам не важно, были ли вы лишены прав или нет, мы сделаем права при любом раскладе», – сказал голос на другом конце провода.

Автошколы действуют по принципу – мы вам права дали, а дальше хоть трава не расти. Разговоры о том, чтобы возложить на них ответственность, ведутся давно. Неоднократно предлагалось жестко штрафовать или лишать лицензии те автошколы, выпускники которых совершили определенное количество нарушений в течение года. В конце прошлого года сам начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов выступил с заявлением, в котором призвал ужесточить условия лицензирования автошкол.

Ничего сделано не было. А сегодня представители московского ГИБДД вообще отказываются комментировать ситуацию с автошколами. «Мы не отвечаем за лицензирование автошкол, этим занимается Минобразования, – заявил «НИ» пресс-секретарь Управления ГИБДД ГУВД Москвы Игорь Колосков. – Мы проверяем материально-техническую базу автошкол и выносим свое заключение, которое учитывается при выдаче лицензий. Вот и все взаимодействие между нами».

"