Posted 30 сентября 2020,, 10:23

Published 30 сентября 2020,, 10:23

Modified 7 марта, 14:29

Updated 7 марта, 14:29

Карелия превращается в большую свалку

Карелия превращается в большую свалку

30 сентября 2020, 10:23
Фото: Медиахолдинг 1Mi
В Карелии зарегистрировано 126 тысяч кубометров свалок на общей площади почти в 36 га — и это только то, что уже нашли. Но мусор ведь не появляется из ниоткуда. Основной источник загрязнения — люди с низкой экологической культурой в обращении с отходами, считают в республике.

Дарья Вознесенская

В Карелии бьют тревогу: республика рискует лишиться своего козыря — прекрасной экологически чистой природы. Онежское озеро, по данным эко-активистов, загрязнено пластиком, в Сегежском районе среди белых карельских мхов и сосен найдено около десятка «мусорных пятен», а в петрозаводском парке «Беличий остров» на субботнике собрали порядка 200 пластиковых и 600 стеклянных бутылок.

Несмотря на то, что в регионе проводится множество акций по уборке мусора — только министерство экологии организовало больше 200 мероприятий, ситуация все равно остается плачевной. Эко-активисты полагают, что, в первую очередь, нужно бороться не с последствиями, а с причиной появления свалок.

«Кто-то выбросит мусор в контейнер. А кто-то в окно. С высоты пятого этажа его на земле уже вроде как и не видно. Люди ведь как считают: плачу дворнику, плачу управляющей компании. Вот пусть они с мусором и разбираются. Кто-то придет, кто-то уберет», — приводит «Карелinform» слова эко-активиста из Петрозаводска Михаила Гусакова.

Представитель регионального оператора по обращению с отходами «Автоспецтранс» также рассказал, что только 40% из более чем 450 садоводческих товариществ, существующих на территории Карелии, заключили договоры на вывоз мусора. Куда исчезают отходы остальных СНТ, остается только догадываться. Особенно в тех случаях, когда поблизости есть лес.

Кроме того, по словам представителя регоператора, нечисты в этом вопросе и предприниматели — многие из них также не хотят платить за вывоз мусора. Недавно в республике была найдена несанкционированная свалка. Как выяснилось позже, ее устроила хозяйка одного из магазинов.

«Наличие свалок в лесу, водоеме, на улицах — низкая экологическая культура населения в обращении с отходами», — соглашаются с эко-активистами в карельском министерстве природопользования.

При этом ликвидация свалок — занятие не дешевое. Только на уничтожение 11 свалок в двух районах Карелии ушло 11 млн рублей. Да и администрации поселений, которые зачастую являются собственниками участков, где появляются стихийные свалки, не спешат разбираться с ними. В республике уже складывается новая судебная практика — о понуждении властей на местах ликвидировать свалки. Недавно природоохранная прокуратура выступила с иском к Прионежской администрации для уборки трех незаконных свалок.

«У районных администраций всегда найдутся дела более значимые, чем уборка мусора. Мусора, который копится десятилетиями. И это, к сожалению, не те отходы, что бесследно растворятся в природе. Это не доски, что перегниют, не ветошь, не органика. Это, в основном — пластик», — пишет «Карелinform».

Только в Онежском озере микропластика в два раза больше, чем в Балтийском море. Вообще микропластик — новая проблема для пресноводной Карелии. Он бывает двух видов — промышленный (например, полимерные микрогранулы из скрабов, попадающих в сточные воды) и «природный» (пластиковые стаканчики, бутылки и упаковки от пищи).

В июле 2019 года глава Карелии Артур Парфенчиков выступил с предложением отказаться от пластика вообще. «Самое простое, что можно для этого сделать, — начать ходить в магазин с многоразовой, например тканевой, сумкой, чтобы не брать полиэтиленовые пакеты на кассе. Я сам так и делаю», — отметил он. Также он внес законопроект, согласно которому дополнительную господдержку получат компании, занимающиеся производством экологической тары и раздельным сбором мусора. Однако жители Карелии до сих пор не слышали, чтобы его приняли.

По словам корреспондента «Карелinform» Маргариты Ивановой, в последние пару лет петрозаводчане стали более осознанными в «пластиковых» вопросах. Контейнеры для ПЭТ-пластика есть, и всегда забиты доверху. Все больше тех, кто идет в магазин со своей сумкой, отказывается от мягких целлофановых мешочков для упаковки одного яблока или пары бананов. По Петрозаводску ездит эко-такси, сборомобиль. Многие специально подготавливают и копят мусор, чтобы сдать его на переработку. Но баков для пластика в каждом дворе по-прежнему нет, также как и баков для прочих видов мусора.

Сейчас на имя главы Карелии готовится обращение с просьбой запретить одноразовый немедицинский пластик в регионе. В мире уже давно набирает обороты течение Zero Waste, предполагающее минимизацию отходов — в идеале до нуля. В основе простой принцип: хотите, чтобы в мире стало меньше мусора — не покупайте его.

В Карелии есть Целлюлозно-бумажный комбинат, который выпускает крафт-бумагу, а также магазины без упаковки, где можно приобрести товары в свою тару. Однако, по информации Ивановой, их катастрофически мало. «В Петрозаводске, насколько я знаю, всего несколько таких магазинов. А ведь в этом городе сосредоточена основная масса покупателей. Спрос, безусловно, есть. Но небольшой. Расположение торговых точек не самое удачное. Поэтому нужно выкроить время, собрать банки-бутылки, составить список и ехать. Гораздо проще заскочить по пути с работы в ближайший супермаркет. Да, не экологично. Зато удобно», — рассказала она «Новым Известиям».

Кроме того, на данный момент раздельный сбор мусора возможен только в столице Карелии. По словам Ивановой, планируется его внедрить и за пределами Петрозаводска. «В прошлом году власти региона говорили о двухкомпонентной схеме сбора отходов. А в перспективе — и более „дробленой“. Но как-нибудь потом. У нас терсхема обращения с ТКО только в конце прошлого года была утверждена. Сейчас, похоже, задача номер один сделать так, чтобы мусорные баки стояли везде, где должны. И мусор централизованно вывозился из всех населенных пунктов. И это будет уже большим прогрессом», — говорит журналист.

Иванова считает: для того чтобы не было нелегальных свалок — нужно их не устраивать, а также решать вопросы с местами для сбора ТБО. «Например, остро не хватает контейнеров для мусора на территории природных парков, различных туристических мест. Но есть одно „но“: добраться мусоровоз может далеко не везде. Вынести из леса или с берега озера свой кулек с мусором — гораздо проще. Власти Карелии выделяют деньги, ставят бесконечные аншлаги, проводят беседы. Но толку — чуть. Потому что разруха, как говорится, не в клозетах, а в головах», — отметила она.

Типичный тому пример — в начале сентября в Петрозаводске на месте, где раньше стояли мусорные баки, появилась свалка. То есть, жители продолжили выносить мусор на привычную территорию, а отсутствие баков их нисколько не смутило. При этом поблизости есть несколько мусорок. «Почему кто-то должен потом решать вопрос со свалкой, которую вы же сами и сделали, с крысами которые с этой свалки бегут к детям через забор в садик, почему волонтеры потом должны ходить и собирать разлетевшийся по окрестностям мусор и очищать территорию? Что за общество потребителей? Почему все думают, что им кто-то должен?», — возмутилась в соцсети местная жительница.

«Конечно, хотелось бы, чтобы проблема решилась быстро. Чтобы, как говорится, вжух — и все. И чиста земля карельская. Но всем понятно, что так не будет. И что требуется глобальное вливание средств, глобальное переосмысление отношения к отходам. А это — уже изменения в ментальности местного населения: меньше покупать, меньше выбрасывать, больше — использовать вторично. На подобные изменения, как показывает опыт той же Финляндии, нужны усилия не одного поколения», — заключила Иванова.

"