Posted 30 сентября 2019, 10:37
Published 30 сентября 2019, 10:37
Modified 7 марта, 15:38
Updated 7 марта, 15:38
В сентябре 2020 года запланированы выборы в 17 регионах, однако, по мнению экспертов, вполне возможно, что свой пост покинут несколько губернаторов, чьи полномочия истекают позже.
По мнению экспертов «Минченко консалтинг», главный кандидат на вылет – глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов, «устойчивость которого значительно пошатнулась после дела Арашуковых», отмечается в рейтинге. Часть губернаторов, номинированных экспертами рейтинга на отставку, имеют проблемы, широко освещенные в прессе. Это конфликты с силовиками и федеральными и региональными элитами, скандалы вокруг мусорных полигонов и плохих результатов при устранении последствий ЧС. Однако другая часть губернаторов не имеет проблем, лежащих на поверхности. Так, например, эксперты рейтинга считают возможной скорую отставку губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. Так почему же ходят слухи о грядущих неочевидных отставках?
При принятии решения центр будет оценивать эффективность работы губернаторов, учитывать проблемные поля, которые вокруг них сформировались, отмечает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
«Естественно, есть и другие критерии, такие как межэлитные договоренности, которые непрозрачны и экспертам не очевидны», – отмечает Костин.
Один из главных критериев, обеспечивающих стабильное экономическое развитие регионов – это эффективность государственных закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ. По мнению экспертов, эффективность государственных закупок обеспечивается высокой конкуренцией и стабильностью работы электронных площадок, где проводятся эти закупки. Причем для обеспечения как стабильности, так и высокой конкуренции, большинство регионов пользуются услугами нескольких ЭТП, одобренных Правительством. Однако часть регионов предпочитают пользоваться услугами всего одной ЭТП – РТС-Тендер.
На практике это означает, что в случае сбоев в работе ЭТП закупки региона будут парализованы. Кроме того, доступ к участию в торгах получают только поставщики, зарегистрированные на РТС-Тендер, что также может негативно сказаться на конкурентности закупочной процедуры. Среди регионов, заключивших соглашения о сотрудничестве с РТС-Тендер – вышеупомянутый Краснодарский край, а также Белгородская область, губернатор которой Евгений Савченко в этом году не прилетел на Петербургский международный экономический форум, что обычно становится для политологов сигналом о возможной отставке. Кроме того, услугами РТС-Тендер пользуются Свердловская, Омская, Новосибирская, Волгоградская, Калининградская, Ростовская, Московская, Оренбургская, Магаданская и Вологодская области, а также Забайкальский край и республики Саха и Карелия, к закупочным процедурам которых у Федеральной антимонопольной службы в разные годы были претензии. По слухам, Амурская и Сахалинская области также планируют заключение соглашения с РТС-Тендер.
«Подобные соглашения составляются обычно очень аккуратно. Как правило, речь в них идет о «взаимодействии в с сфере информационных технологий». И, конечно, предметом соглашения никогда не является размещение закупок всеми заказчиками региона на той или иной ЭТП, так как это квалифицируется действующим законодательством как ограничение конкуренции, – говорит источник в юридической компании, близкой к рынку электронных закупок. – В частности, ограничением конкуренции будет издание на основе такого соглашения распорядительного акта государственного органа или должностного лица, в соответствии с которым заказчиков обяжут проводить закупки на одной ЭТП. Такая ситуация имела место в Санкт-Петербурге еще при вице-губернаторе Албине, но была признана незаконной».
«Если распоряжение о размещении госзакупок на одной площадке будет дано в устной форме, с юридической точки зрения оно не обязательно к исполнению. Законом о контрактной системе право выбора электронной площадки предоставлено самому заказчику, – продолжает спикер. – Вместе с тем, учитывая нашу действительность, мы понимаем, что настоятельная устная рекомендация или распоряжение, отданное в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, всегда становится в российских реалиях обязательным к исполнению. С точки зрения права, ситуация может оказаться недоказуемой. Но, по факту, такие рекомендации вполне могут быть даны».