Posted 29 сентября 2005,, 20:00

Published 29 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Продажный досмотр

Продажный досмотр

29 сентября 2005, 20:00
«Я была в таком шоке, что если бы охрана магазина приказала мне раздеться до белья, я бы, наверное, сделала это», – признается Елена Бучинская, преподавательница мировой культуры одного из колледжей Екатеринбурга. 35-летняя учительница до сих пор с содроганием вспоминает о том злополучном походе в сетевой супермаркет «

Кошмар начался, когда при выходе Елены из магазина запищало так называемое «противокрадное» магнитное устройство. Проверив корзинку с продуктами и не найдя ничего неоплаченного, охранники повели женщину по темному коридору в подсобку и попросили снять юбку, а затем потребовали скинуть пиджак. Потом униженной покупательнице сообщили, что воровские звуки провоцирует ее пиджак, потому что на нем остался неразмагниченный штрихкод.

Вернувшись домой в слезах, Елена рассказала все мужу, и тот ринулся бороться за честь жены. В магазине на возмущения Бучинских среагировали холодно – даже не извинились. Тогда покупатели решили добиваться справедливости через суд.

Один выигранный процесс уже позади: Ленинский районный суд обязал частное охранное предприятие выплатить Елене 10 тысяч рублей за моральный ущерб. ЧОП отдать деньги отказался. По словам юристов супермаркета, суд нарушил процессуальное законодательство. И вообще, о каком моральном вреде может идти речь, если женщина вышла из магазина живой и здоровой? Бучинские уверены, что подобную наглость спускать нельзя. Елена подала заявление в вышестоящий суд, оценив свой моральный ущерб уже в 100 тысяч.

Подобные унижения в Екатеринбурге – обычное дело. Покупатели постоянно жалуются в Комитет по защите прав потребителей на хамство охранников даже в элитных магазинах. Но судятся немногие: слишком долго и дорого.

Сократить расстояние между хамством и наказанием додумалась одна из жительниц Железнодорожного района Екатеринбурга. ЧОП задержал ее, когда та выходила из торгового центра по ул. Технической. Подозрение дама вызвала тем, что была без покупок и несла в руках только свою сумочку. Сумочку попросили открыть, а когда женщина отказалась, ее завели в подсобку и вытрясли личные вещи на стол. Выйдя из магазина, покупательница отправилась прямо в районную прокуратуру – благо та была как раз через дорогу.

Прокурорские нагрянули уже через день и нашли многочисленные нарушения законодательства. К ним ребят из ЧОП подталкивала инструкция, подписанная директором. Между тем проводить у сограждан досмотр личных вещей по закону могут лишь сотрудники милиции, а работа охранников – ходить за покупателями и на расстоянии наблюдать за их действиями в торговом зале. А в случае подозрений – звонить в УВД. В итоге прокуратура возбудила 4 административных дела, четверо сотрудников ЧОП во главе с директором оштрафованы.

Бунты раздетых покупательниц уже назвали в Екатеринбурге «показательными процессами». Количество жалоб на охранный беспредел в магазинах резко уменьшилось, но глава местного Роспотребнадзора Сергей Артемьев считает это временным затишьем и рекомендует даже за хлебом ходить с диктофоном или фотоаппаратом в сумке. Чтоб всегда иметь под рукой доказательства.

Хотя вежливее от этого охранники вряд ли станут. Месяц назад во время пожара в фешенебельном ресторане охранник этого элитного заведения так пнул журналиста, освещавшего событие, что отправил его на операционный стол.

"