Posted 29 сентября 2004,, 20:00

Published 29 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Маги за сценой

Маги за сценой

29 сентября 2004, 20:00
В России есть люди, изготовляющие театральную технику, ни в чем не уступающую западным аналогам, а в чем-то зачастую их и превосходящую. Игорь Капустин пятнадцать лет назад создал в городе Сарове фирму «Система».

«Луна взошла!» – вздыхает томно героиня, стоя прямо перед зрителем, а сцена и впрямь залита таинственно мерцающим серебристым лунным светом. Внезапно, откуда ни возьмись, выплывает, не делая ни шагу, главный герой. Происходит нежная встреча двух любящих сердец. Но тут, ясное дело, как из-под земли выскакивает главный злодей и взмахивает кинжалом. Героиня без чувств, а сцена залита кроваво-красными отблесками.

Кто-то и не задумывается над всеми этими превращениями, а другие поймут, что в этой коротенькой, но насыщенной истории использовано по меньшей мере четыре специальных театральных механизма.

Их изготовление – дело непростое и кропотливое. Во-первых, они должны быть не менее надежными, чем устройства на космической станции. Только бесперебойная работа всех этих таинственных железок обеспечит спектаклю успех. Во-вторых, актерам не выдают каски (если, конечно, они не играют пьесу из жизни строителей). А это значит, что все невидимые для зрителя приборы, висящие далеко вверху, должны быть закреплены вдвойне надежно.

Сегодняшнему человеку трудно представить, что город может быть закрытым, что он наносится не на каждую карту, что степень защиты его заводов и фабрик порой напоминает голливудский фантастический фильм. Саров – именно такой. Помимо таинственных предприятий, в городе есть источники, разветвленная система подземных храмов и утерянный ход, который, говорят, ведет прямиком в Дивеево. Над чистым, стоящим меж корабельных сосен городом возвышаются колокольня и здание нового театра. Театр оборудован по последнему слову техники, а техника эта – сплошь местная, «системовская». В фирме всего-навсего сто десять человек, а работают они так, будто их раз в десять больше.

«Система» обеспечивает весь процесс подготовки и эксплуатации театральной машинерии: от маленького софита-«бэбика» до огромной конструкции поворотного круга. В четырехэтажном здании бывших казарм собрались люди, знающие как свои пять пальцев физику, механику, электронику. Собственно, в Сарове такие знания не редкость, но приложить их к вроде бы далекой от науки отрасли могут совсем немногие.

В книге Карела Чапека «Как это делается» с уморительной точностью описан весь театральный процесс. Одним из главных предметов, вокруг которого каруселью вертится действие, становится «косячок», который нужно прикрутить к кулисе. Сначала этим занимаются рабочие сцены в синих блузах, потом их мастер, потом режиссер, потом у осветителя «летят две лампы по тысяче свечей». У монтажников «Системы» спецовки тоже синие, но на спине – логотип фирмы, а проблем с монтировкой оборудования не возникает вовсе. Они работают так слаженно, что иногда похожи на цирковых гимнастов. «Системщики» берутся за оборудование очередного зала от начала и до конца: разрабатывают проект, производят оборудование, привозят, монтируют, налаживают. Например, в Мариинском театре стоят около сорока люминесцетных светильника. Это такие светильники, очень похожие на лампы дневного света, только гораздо больше и с цветными сегментами: малиновым, синим, зеленым и белым. Управляя «горизонтами» с осветительского пульта, комбинируя цвета и усиливая интенсивность, можно создать множество разнообразных световых эффектов. Так вот, теперь такие светильники производятся фирмой «Система». Консультирует фирму по этому вопросу художник по свету, Мариинского театра

Владимир Лукосевич, который дает ценнейшие советы, продиктованные опытом. Иногда оборудование, произведенное фирмой, используют другие монтажные организации, а небогатый театр может, не тратясь на проектировку и монтаж, просто купить оборудование и устанавливать его на своих площадках собственноручно. Такая гибкость сделала «Систему» любимцем театров.

Оборудование фирмы используют десятки театров по всей стране. Все началось с небольших домов культуры в Сызрани, Рязани, Новокуйбышевске. А нижегородский детский театр «ВЕРА» почти десять лет назад был создан «системовскими» специалистами буквально с нуля: из здания бывшего загса. А сейчас световые и механические устройства «Системы» используют по всему Поволжью: от Нижнего Новгорода до Ульяновска, от Казани до Саратова и Самары. Логотипы фирмы красуются на приборах сценических площадок Курска, Махачкалы, Калуги, Липецка, Брянска, Вологды, Кемерово, Тобольска, Иркутска, Уральска. И это далеко неполный перечень городов. Причем в каждом театре «Система» выигрывала конкурсы, в которых участвовало до двенадцати претендентов. Анализируя такую огромную популярность, можно найти несколько причин. Сравнительная дешевизна техники делает ее конкурентоспособной, а долгие испытания превратили ее в самую выносливую. В пример можно привести одно из самых важных технических устройств в театральной машинерии: диммерную станцию. С виду она похожа на большой шкаф с аккуратным рубильничком. Внутри ровными рядами стоят платы и прочие приборы, наводящие на мысли о чем-то, вроде машины времени. На самом деле диммерная станция – это безусловно сложная конструкция, регулирующая мощность света. Готовые диммеры в «Системе» испытывают со всей строгостью, подвергая максимальной нагрузке. На одном этаже – мощные лампы, толстые провода от них уходят в потолок, а этажом выше стоит испытываемый регулятор. Несколько часов бесперебойной работы он выдерживает, прежде чем уйти в упаковочный цех. Конструкторы фирмы сейчас работают над новой, уникальной модификацией стойки, учитывающей специфические российские особенности, скажем, приборы-низковольтники, которые вновь начинают завоевывать рынок. Это требует от диммера высокоточной защиты от постоянного тока на выходе, для того, что бы спасти прожектор в случае проблем с электросетью. Довольно низкая стоимость диммеров объясняется исключительно автоматизацией процесса. Отверстия на панели фрезеровщики делают не вручную, а с помощью специального станка. Бойки автомата, отработав программу, ставят производство на поток, а панель становится раза в два дешевле.

Любой театральный механик на заводе «Системы» попадает в положение барышни в магазине аксессуаров: глаза разбегаются, руки трясутся от вожделения. От вида легоньких лебедочек даже у неспециалиста в голове бродят мысли: «Может, спектакль поставить?!» Одна только вальная лебедка может решить проблему со сменой, по меньшей мере, трех задников. Особая гордость фирмы – лебедка для микрофонов. Провод на ней не запутывается вовсе, заставляя забыть кошмар джеромовской бечевы навсегда. Профессионалы говорят, что устройство уникально еще и тем, что нет скользящего контакта: микрофон не будет фонить, издавая ушедробительный вой и треск. Кстати, все лебедки тоже испытываются под максимальной нагрузкой в течение нескольких часов.

«Система» – это еще и бесшумные приводы для подъемов штанкетов, поворотные круги, передвижные мобильные подъемно-опускные площадки, которые еще называются люками индивидуального подъема. Пульт помрежа по желанию заказчика оборудован всем, начиная от переговорного устройства, заканчивая видеомонитором, да еще закрывается шторкой-жалюзи наподобие секретера XIX века. Еще две разработки, составляющие гордость «Системы», – скроллеры «Спектр» и лира «Декарт». Плоская коробочка скроллера на прожекторе заменяет шестнадцать цветных рамок-светофильтров. Осветителю больше не нужно мчаться по колосникам и, обжигая пальцы, менять освещение: при команде компьютера скроллер за доли секунды совершенно бесшумно окрасит сцену в необходимый цвет. В лиру «Декарт», как ключ в замочную скважину, вставляется прожектор – ею можно дистанционно управлять с высокой точностью. Конструкторы «Системы» сейчас конструируют лиру, аналогов которой в мире нет: метров с двухсот тонкий лучик прожектора попадает в карандашную точку на бумажном листе с точностью до одной десятой градуса. Впрочем, работники фирмы начисто лишены хвастливости, и об этой разработке a la снайпер только отрезают: «Поговорим на эту тему месяца через два!» – суеверные, наверно.

"