Posted 29 августа 2004,, 20:00

Published 29 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Сначала – результаты, потом – выводы

29 августа 2004, 20:00
Всю информацию о двух разбившихся самолетах, о ходе расследования причин трагедии можно разделить на два потока. Первый, в основном, исходивший от политиков и чиновников – готовые выводы и предложения, в том числе самые фантастические, по улучшению систем безопасности на воздушном транспорте. Второй поток, точнее, руче
Сюжет
Авиация

Подобное правило соответствует идеологии таких международных организаций гражданской авиации, как ICAO (International Civil Aviation Organization). Она, в частности, не рекомендует делать какие-либо выводы на основе предварительных результатов, оказывая таким образом влияние на общественное мнение и на действия некоторых контролирующих органов. На сегодняшний момент официальных выводов по поводу катастрофы двух «тушек» так и нет, хотя и сомнений по поводу причин крушений ни у кого уже не осталось.

Трагизм случившегося усиливается тем, что, по мнению и российских, и международных организаций, контролирующих безопасность на воздушном транспорте, именно «Домодедово» считается самым современным аэропортом страны по части оснащения оборудованием и квалификации персонала. Этой точки зрения придерживается и начальник УВД на воздушном и водном транспорте Москвы Алексей Близнюков. Уже после трагедий 25 августа он сообщил, что, по итогам неоднократно проводившихся инспекций, «Домодедово» является «лучшим московским аэропортом по безопасности». «По всему: по технике, подбору кадров, их расстановке, организации контроля, финансовой обеспеченности безопасности. «Домодедово» можно брать за образец в масштабах всей России», – отметил Алексей Близнюков.

Управляющая аэропортом группа ИСТ ЛАЙН тратит ежемесячно на оперативное поддержание систем безопасности аэропорта огромные деньги. Некоторые эксперты называют цифру в 1 млн. долларов. Такая сумма соответствует всей ежемесячной доходной части среднего российского аэропорта. По стоимости досмотрового оборудования с «Домодедово» могут тягаться только два других столичных аэропорта – «Шереметьево-2» и «Внуково» (последний был значительно модернизирован после немалых финансовых вливаний со стороны московского правительства), а также аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге, который подтянули к уровню московских после юбилея города.

Немаловажно и то, что текучка кадров внутри компаний, базирующихся на территории аэропорта (а это и сервисные компании, и собственная служба авиационной безопасности) считается чуть ли не близкой к нулю. Это означает, что платят здесь достаточно для того, чтобы за работу в «Домодедово» держались зубами. По неофициальной информации, которую, правда, по понятным причинам вряд ли подтвердят в самом ИСТ ЛАЙНе, средняя зарплата в соответствующих службах аэропорта превышает зарплаты сотрудников других столичных аэропортов примерно в два раза, а обычных российских – в четыре.

Тогда в чем же причина случившегося? Может быть, в том, что уровень системы авиационной безопасности России в принципе далек от международного? Но большинство экспертов считают, что по своему характеру российская система авиационной безопасности очень близка одновременно работе и линейной милиции на транспорте, и международных охранных служб. Говорят же, что все спецслужбы в мире похожи, как похожи и службы безопасности.

Для обеспечения безопасности на воздушном транспорте в России сегодня существуют жесткие нормативы, которые были сформированы еще в советские времена. И даже когда в середине девяностых из большинства аэропортов убрали линейные отделы МВД и им на смену пришли частные или государственные охранные службы, все прежние инструкции сохранились. Продолжают в России готовить и специалистов в области авиационной безопасности, которые востребованы как частными, так и государственными охранными компаниями. В Москве работают два соответствующих учебных заведения, в которых преподают в том числе и бывшие сотрудники спецслужб. Здесь, помимо подготовки новых кадров, регулярно проводят переаттестацию уже работающих сотрудников охранных компаний.

Конечно, на практике службы безопасности транспортных узлов работают по-разному, ведь все зависит от их технической обеспеченности и финансовых возможностей аэропорта. Поэтому менее защищены областные аэропорты, которые обслуживают два рейса в день, которым не по карману современное оборудование и которые не могут платить своим сотрудникам достойную зарплату. Хотя есть в этом списке и свои исключения: небольшие аэропорты богатых природными ресурсами территорий в Западной Сибири и Ханты-Мансийском округе, где местные власти побогаче. Кстати, похожая ситуация и вообще в мире. Те, кто летал чартерными рейсами, даже в Западную Европу, наверняка вспомнят случаи, когда самолет приземлялся у небольшого сарайчика на краю поля, а таможенные, пограничные и прочие формальности сводились к поверхностному осмотру паспорта и штампу на одной из его страниц.

Даже после терактов 11 сентября в Нью-Йорке никаких сверхъестественных изменений в иностранных аэропортах, по мнению российских специалистов, не произошло. Американцы, которые совершенно не ожидали встретиться с врагом на внутренних линиях, сделали после полученного горького урока серьезный прорыв. Что касается Европы, то там службы авиабезопасности многих стран, где есть свои сепаратисты, постоянно находятся в боевой готовности. Но и в том же лондонском аэропорту «Хитроу» оборудование примерно такое же, как в «Домодедово». Так, может быть, дело не в усилении до абсурда защиты потенциально уязвимых объектов? Специалисты говорят, что можно создать абсолютно непробиваемую систему безопасности аэропорта, но тогда он не сможет работать в нормальном режиме, принимая и отправляя рейсовые самолеты. Это просто приведет к его полному параличу.

К сожалению, и у нас, и за границей теракты не раз случались и на других видах транспорта. К примеру, число жертв во время майского теракта в Испании, когда сепаратисты взорвали несколько электричек, составило несколько сотен человек. А у каждой двери каждой электрички милиционера не поставишь, как не посадишь у каждой рамки психолога с опытом работы в ФСБ или бывшего бойца «Альфы»...

Поэтому, наверное, правы те, кто предлагает рассматривать все случаи терроризма не только с точки зрения защиты, которая совершенно не исключает возможность терактов и в будущем, но и в контексте всей проблемы. Борьба с терроризмом начинается значительно раньше попытки террориста пронести взрывчатое вещество в самолет. Эта борьба начинается с выявления причин и мотивов, определения замыслов, поиска взрывчатых веществ, их доставки, хранения, подготовки исполнения, что и составляет ежедневную работу спецслужб по выявлению и предотвращению подобных трагедий. И если терроризм – это вызов всему обществу, то и бороться с ним можно только в общенациональном и международном масштабе.

"