Posted 29 июля 2010,, 20:00

Published 29 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:02

Updated 8 марта, 07:02

«Зайцы» идейные и «дикие»

«Зайцы» идейные и «дикие»

29 июля 2010, 20:00
В странах Евросоюза проходит очередная кампания борьбы с «зайцами» на транспорте. Экономику одной лишь Германии безбилетные пассажиры обкрадывают на 300 млн. евро ежегодно, огромные потери несут Испания, Польша, другие европейские государства. Меры борьбы везде разные. Это и штрафы, замораживание счетов, и кампании общ
Сюжет
Метро

В Польше, например, «зайцами» порой занимаются даже коллекторские агентства. Безбилетники сопротивляются, иные из них объявляют борьбу за бесплатный общественный транспорт. Словом, война идет нешуточная. Корреспонденты «НИ» решили узнать, как на этом фронте обстоят дела не только на Западе, но и в родном отечестве.

Парижское метро считается одним из самых передовых в техническом плане, но и оно не в состоянии справиться с наплывом безбилетников. Молодые жители французской столицы знают, что пройти в метро «зайцем» можно разными способами. Те, кто повыше и посильнее, например, просто перепрыгивают через турникет. Однако чаще всего парижские «зайцы», не отличающиеся спортивной удалью, норовят проскользнуть вместе с законопослушными пассажирами. По данным Управления транспорта Парижа (RATP), такие пассажиры ежегодно наносят ущерб столичному метро на 80 млн. евро. Билет на одну поездку в первых двух зонах стоит 1,7 евро, а единый месячный проездной билет Navigo для тех же двух зон – 56,6 евро. Если пойманный «заяц» платит штраф на месте, желание сэкономить обойдется ему в 50 евро. Тех, кто отказывается раскошеливаться, заставляют через суд платить 72 евро.

Бесплатный проезд можно обеспечить себе самыми разными способами.

Но не всех парижан пугает страх получить штраф. Одна категория «зайцев» – обычно это небольшие компании знакомых и друзей, чаще всего студентов, не боится контролеров, потому что штраф им компенсируют фонды взаимопомощи, куда они ежемесячно вносят небольшие суммы. Для того чтобы получить компенсацию, они обязаны заплатить штраф на месте и каждую неделю посещать собрания своего фонда, которые обычно проводятся в авангардных кафе. «Мы все платим по 7 евро в месяц в общий фонд, которым потом пользуются те, кто попался, – рассказал 22-летний студент Фредерик корреспонденту столичной газеты Le Parisien. – В конце прошлого года в «котле» осталось 3 евро». Такие «зайцы» считают себя борцами с капиталистической системой и заявляют, что общественный транспорт должен быть бесплатным. «Почему мы должны платить за общественный транспорт? – вопрошает в одном из номеров газеты Lignes gratuites, которую издают идейные «зайцы», автор передовицы. – Общественный транспорт, по-нашему мнению, так же как образование и здравоохранение, должен быть бесплатным».

Бороться с «зайцами» непросто. Контролеры в Париже обычно ходят в гражданской одежде, но это мало помогает. Опытные «зайцы» узнают их интуитивно и стараются сразу улизнуть.

Московские «зайцы», естественно, тоже предпочитают скрыться от тех, кто в транспорте представляет «око государево». Но не всегда это удается. «Если на станции метро был пойман безбилетник, контролеры не имеют права брать с него штраф, – сообщила «НИ» начальник пресс-службы метрополитена Светлана Царева. – После свистка контролера с нарушителями разбирается уже милиция». Вслед за задержанием безбилетников милиционеры должны следовать кодексу города Москвы об административных правонарушениях. Там говорится, что неоплаченный проход за пределы пропускных пунктов станций метрополитена влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей. «Проезд без билета – административное правонарушение, на месте составляется протокол, потом безбилетник привлекается к ответственности», – разъяснил «НИ» начальник смены дежурной части Управления милиции на Московском метрополитене Николай Жадан. По его словам, штрафовать или нет, решает либо начальник отделения, либо судья по обстоятельствам дела. «Деньги на месте мы не берем, выдается квитанция для оплаты, и штраф оплачивается через Сбербанк», – дополнил г-н Жадан. Однако «зайцы» на форумах в Интернете признаются, что практически всегда можно «договориться» с милиционером на месте.

Начальник службы по связям с общественностью Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Владимир Мягков прокомментировал «НИ» ситуацию с «зайцами» в электричках. «Мы не взимаем штрафы, мы взимаем комиссионный сбор за оказание дополнительной услуги по продаже билетов в пригородных поездах, если человек не купил билет на станции. Цена билета соответствует цене в кассе, но пассажир доплачивает 24 рубля за то, что ему продали этот билет в вагоне на тех поездах, где перевозчиком является Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», то есть за услугу, – рассказал он «НИ». – Это то, что касается пригородных поездов. В случае отказа оплатить проезд и стоимость услуги пассажира могут высадить. Никаких дополнительных штрафов нет, сотрудников, которые не следуют этим правилам, мы увольняем».



В БАРСЕЛОНЕ ИМЕНА ПОЙМАННЫХ «ЗАЙЦЕВ» ВЫВЕШИВАЮТ НА ДОСКИ ПОЗОРА

В столице испанской провинции Каталония с «зайцами» борются не только штрафами, но и с помощью общественного порицания. Местные власти публикуют имена примерно 500 злостных безбилетников в специальном бюллетене Diari Oficial de la Generalitat (DOGC). Каждый год в Барселоне ловят больше 50 тыс. «зайцев», которые или вовсе не платят за билет, или покупают билет за одну цену, а едут дальше оплаченной зоны. Этим способом, кстати, чаще всего пользуются пассажиры электричек. В последнее время все большее распространение получила практика поездок подростков по картам пенсионеров. Но больше всего безбилетников под землей.
Недавно местные власти опубликовали данные о борьбе с «зайцами» в прошлом году. Так вот за первые 8 месяцев 2009 года работающие в подземке контролеры задержали 25 327 нарушителей. В трамваях за это же время было задержано 7462 безбилетника. Более половины «зайцев» заплатили 20 евро штрафа на месте. Для тех, кто платить отказывается, сумма штрафа увеличивается вдвое – до 40 евро. Находятся и такие, кто упрямо отказывается платить штрафы даже после получения письма из налогового управления. Таких к концу прошлого года в Барселоне набралось 1356 человек. Именно они стали героями «доски позора» в бюллетене. Кроме сомнительной славы упрямство им еще и дорого обходится – штраф для злостных неплательщиков увеличивается до 150 евро.
Степан ПУГАЧЕВ


В ФРГ КОНТРОЛЕРОВ УЧАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

В законопослушной Германии борьба с безбилетниками в последнее время ужесточилась. С введением евро штраф за безбилетный проезд поднялся с 20 марок до 40 евро, то есть увеличился в четыре раза. Безбилетник не просто платит штраф, а попадает в компьютер. И, если с помощью такого электронного досье выясняется, что безбилетный проезд для данного человека – поведенческая норма, возможны даже санкции в виде краткосрочного тюремного заключения. Но такое бывает редко. Работа у контролеров чаще связана с тем, что человек, который обычно ездит на машине, купив билет, не знал, что его надо было прокомпостировать. Причем контролеров, садящихся в вагон, видно буквально за версту: они все одеты в темно-синюю или черную форму. Не маскируются, не подкрадываются, а медленно идут широким фронтом. За это время смышленый безбилетник может спокойно укрыться в туалете. Такая практика широко применяется. Можно добровольно выйти на следующей остановке или перейти в другой вагон. Никто не будет за ними гнаться. К тому же контролеру запрещено дотрагиваться до безбилетника руками. Так что воспрепятствовать уходу «зайца» из вагона он может лишь вербально. Не случайно во многих городах ФРГ действуют курсы конфликтологии для контролеров. По поведению, манерам контролера должно быть заметно, что он человек, совершенно уверенный в себе. Дыхание, даже во время стрессовых ситуаций, должно быть ровным, а голос – спокойным. Словом, контролер должен быть воплощением спокойствия.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"