Posted 29 июля 2004,, 20:00

Published 29 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Лагерная смена

Лагерная смена

29 июля 2004, 20:00
Сахалинская милиция сейчас подыскивает в Административном и Уголовном кодексах статью для двух уголовников, которые организовали детский лагерь и воспитывали там «воровскую смену».

Это примета времени: отставные силовики, казаки, неонацисты, воры в законе и спортсмены-гангстеры вдруг начали активно «работать» с подрастающим поколением. При этом, как выясняется, они не нарушают действующего законодательства.

На прошлой неделе в управление милиции по Сахалинской области поступил «сигнал» о том, что местные бандиты собирают сходку. По сообщению информатора, для встречи выбрали место на берегу речки, где бывают только охотники да рыбаки. Милиция поселка Углегорска, в окрестностях которого и должна была пройти сходка, доложила начальству – нет там никого, только какой-то детский лагерь. Живут в палатках, поют песни у костра, на зарядку выходят. Областная милиция решила прислушаться, о чем поют современные «пионеры».

Как понравиться сокамерникам

В лагерь нагрянули 50 милиционеров. Содержание песен и речевок их удивило. Оказалось, что всю работу с молодежью проводят два «воспитателя», 20 и 22 лет, оба не раз судимые за кражи. От походов в тюрьму у них остались выразительные наколки. Своим подопечным – местным подросткам от 12 до 18 лет – они читали курсы «Как общаться с милицией» и «Как себя вести в тюрьме, чтобы понравиться сокамерникам», знакомили с иерархией воровского мира. Вместо книжек у «педагогов» нашли «прогоны» – рукописные учебники воровского ремесла, уголовные заповеди. Кстати, «смена» в лагере была бесплатной.

Подростки жили в туристических палатках, готовили еду на полевой кухне, у них работала дизельная электростанция. «Лагерники» основательно подготовились жить здесь все лето – вырубили вокруг поляны деревья и кустарники, огородили ее.

«В тот день мы задержали 32 подростка, – сообщил «Новым Известиям» старший референт пресс-службы УВД Сахалинской области Константин Ромахин. – Видимо, ожидали то ли воров на сходку, то ли очередную группу подростков. Нашли посуду на 83 человека, продукты, которых хватило бы на две недели, мешок с медикаментами. Наши сотрудники, которые участвовали в задержании, полагают, что это «дань» с местных частных предпринимателей и торговцев. Но никто из лавочников с заявлением о поборах не обращался».

Застигнутые в лагере подростки, оказались старыми знакомыми местных милиционеров – почти все они уже имели условные сроки, состояли на учете в милиции, находились на контроле в инспекции по делам несовершеннолетних. В основном это дети из неблагополучных семей, проживающие в окрестных поселках – Шахтерске, Углегорске, Томари.

На первых допросах «воспитатели» рассказали, что организовали отдых детей бесплатно, наживаться на этом не собирались и не понимают, почему их задержали. Мол, все равно дети проводят лето без толку – местные органы соцзащиты и образования детей ничем не занимают, а на путевки в оздоровительные центры у родителей детей нет денег.

«Оба «воспитателя» находятся на подписке о невыезде, – продолжает Константин Ромахин. – Под уголовное или административное наказание они не попадают. Нет такой статьи, чтобы наказывать человека за обучение воровскому делу. Под статью о растлении и развращении малолетних тоже подвести нельзя. Остается одно – организация несанкционированного сбора граждан, проведение обучения без разрешительных документов. Мы даже не можем назвать их фамилии».

«Возможно, таким образом взрослые уголовники хотели вырастить себе смену, передать опыт молодежи. Ведь по воровской традиции молодежь должна делиться добычей с ветеранами. Край-то у нас каторжанский», – поясняют в милиции.

Воровская грамота дается молодежи легче, чем школьные учебники.

«Остров Джема»

К слову, это не первый подобный лагерь в регионе для «пионеров» с понятиями. В 1990-х годах аналогичные «пункты отдыха» были организованы на Амуре. Куратором был ныне покойный вор в законе Джем (Евгений Васин), живший в Комсомольске-на-Амуре. В народе эти лагеря называли «островами Джема». Мальчишки там занимались спортом, в основном боксом и восточными единоборствами. Один из лагерей в Хабаровском крае назывался «Приморье», его курировал бизнесмен с богатым криминальным прошлым Владимир Податев, в криминальных кругах известный как Пудель. Кстати, в свое время у президента РФ Бориса Ельцина он был советником по вопросам защиты прав человека, издавал газету.

«Официально те лагеря организовало созданное Джемом общество «Милосердие», – рассказал «НИ» известный журналист, депутат Госдумы Борис Резник. – В Комсомольске-на-Амуре бандиты собирали «проблемных» ребятишек и предлагали им отдохнуть. Когда на «остров» нагрянули подразделения ОМОНа, милиционеры обнаружили в лагере большое количество алкоголя и наркотиков. А одним из главных воспитателей оказался человек, дважды судимый. За хранение наркотиков и за растление малолетних».

Однако закрыть «остров Джема» было не так просто. Более того, сам Васин подал иск против Бориса Резника, который рассказал о необычном лагере в своей статье. Джем обиделся, что его назвали вором в законе. На суде Резник заявил, что готов извиниться, если Васин перед телекамерами объявит, что вором в законе не является.

«Но для него это было «западло», и конфликт разрешился, – вспоминает депутат. – Тем не менее лагерь удалось закрыть только по формальным причинам: санэпидемстанция нашла там какие-то нарушения. Милиция даже не смогла возбудить уголовное дело. События на Сахалине показывают, что позиции криминала на Дальнем Востоке по-прежнему крепки. Преступность проникла в самые высшие сферы, контролирует серьезные области экономики: рыбную отрасль, лес. Лидеры заранее готовят себе смену, кадры. Ведь для поддержания существующего порядка им нужно много людей. К тому же на Дальнем Востоке очень активно работает «общак» – воровская казна. Здесь фиксировались случаи, когда даже с учащихся ПТУ вымогали деньги на поддержание «общака», с детства приучая их к уголовным законам».

Летняя школа для экстремистов

С похожими трудностями столкнулись в 2001 году власти при ликвидации в Карелии детского лагеря, организованного ультранационалистическим Русским национальным единством. Не найдя повода для закрытия лесного лагеря в Кондопожском районе, правоохранительные органы обратились в санэпидемстанцию. Правда, проверить санитарное состояние палаток юных баркашовцев эпидемиологи так и не смогли: при появлении людей в белых халатах молодые нацисты и их фюреры сворачивали имущество и в буквальном смысле «уходили в леса». После этого санэпиднадзор в категоричной форме потребовал от руководства всех районов республики гнать лагерь РНЕ взашей.

Вообще, в годы своего расцвета РНЕ уделяло огромное внимание работе с детьми и молодежью. По всей стране создавались детские военно-патриотические отряды и клубы, в которые привлекали все тех же «трудных» подростков. По собственному признанию, лидеры националистов готовили полноценные кадры для армии и других силовых структур.

«Члены клубов, совершенствуя свою физическую и психологическую подготовку, посещают занятия по карате и рукопашному бою, вырабатывают уверенность в себе. Регулярные занятия по строевой подготовке сплачивают и дисциплинируют, делают ребят собранными, подтянутыми и аккуратными. Дисциплина поддерживается довольно жесткая, максимально приближенная к армейской, пьянство и наркомания не допускаются. На занятиях в тире ребята учатся стрелять из пистолета и винтовки. На тактической подготовке опытные офицеры делятся с призывниками своим боевым опытом. Во время регулярных политзанятий дается оценка происходящим в стране и за рубежом событиям с национальных позиций, формируется правильное национальное мировоззрение», – гласит брошюра «Что такое РНЕ?» в разделе, посвященном деятельности молодежных кружков.

В свое время активно «воспитывали» молодежь клубы РНЕ по всей России. Тысячи ребят прошли через подобные организации в Воронежской, Владимирской, Тамбовской, Волгоградской областях, в Башкирии. Только в Ставропольском крае действовали клубы «Коловрат» в Ессентуках, «Коловрат-1» в Кисловодске, «Берсерк» в Минводах, «Ратник» в Георгиевске, «Русич» в Светлограде и «Русские витязи» из столицы региона. На базах этих ячеек были созданы тиры и современные полосы препятствий. Сегодня выпускники этих «школ» уже служат в армии, работают в милиции и других силовых структурах. Сколько по стране действует подобных «военно-патриотических лагерей» и какое мировоззрение формируют у детей отставные спецназовцы-воспитатели, прошедшие ад чеченских войн, остается только догадываться.

Что такое «военно-патриотическое образование», каждый понимает по-своему.

«Вернуть детей в нормальную жизнь можно»

«Молодежь, как говорят в пропагандистских изданиях, – это будущее нации, – считает руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов. – Она наиболее податлива и подвержена всяким влияниям и в большей степени негативным. Поведение детей, и особенно подростко, весьма точно описывается пословицей: «Дурной пример заразителен». Люди, которые хотят, разрушить нацию начинают с молодежи. Так делал Гитлер, когда создал гитлерюгенд. По такому же принципу пошли и большевики. С детства воспитывались октябрята – это общий принцип формирования молодежной психологии. А теперь вспомните Оливера Твиста: опытный вор собирает детей и начинает приучать к воровскому ремеслу, к воровской психологии».

По мнению психолога, сегодня наша страна криминализована до невозможности. И, конечно, криминальные структуры гнут свою линию, они взращивают молодую смену. В годы перестройки бандиты формировали своих бойцов из подростков. Детская психология чрезвычайно податлива, особенно антисоциальному воздействию. Легче всего сформировать себе помощников с детства.

«Это понимает любое государство. Почти во всех европейских странах колледжи, школы формируют детскую психологию в массовых лагерях, – говорит Михаил Виноградов. – Эта работа проводится на уровне государственной политики. Детям нужна компания, нужен лидер, им нужно что-то, что украшало бы их обыденную жизнь. Воры и бандиты пропагандируют своеобразную романтику. В семье и в школе ребенка с детства приучают к социальным нормам. А криминал эти нормы попирает. Эдакие Робин Гуды. Вор не будет говорить прямо: «Воруй!». Он просто приучит ребенка к ремеслу и к воровской романтике. Им помогают песни, своя лирика. «Таганка, мой дом родной», – воспевают они. И если заложить эту романтику в детскую психологию, то она остается на всю жизнь. По такому же принципу действуют и фашиствующие элементы. Идет игра на детской психологии».

«Преступная среда – это срез общества, и ничем от него не отличается, – заявил «НИ» один из оперативников Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) подмосковного ГУВД. – В этой среде есть такие же школы, есть авторитетные учителя и их ученики. Первые передают свой богатый криминальный опыт, а вторые горят желанием пожить яркой, но зачастую короткой жизнью и прилежно обучаются. Пока тюремная романтика и желание походить на «мужественных парней» в дорогих автомобилях будут перевешивать у них здравый смысл, криминальная система будет пополняться молодыми кадрами».

«Вернуть детей в нормальную жизнь можно, но тоже через определенную романтику, – профессор Виноградов все же оставляет надежду. – Раньше были кружки, пионерские лагеря, дворовые футбольные команды. Эта романтика забирала детей с улицы в социально полезное русло. После развала Советского Союза вся эта система рухнула. И сейчас эту воспитательную нишу занимают криминальные элементы».



ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ТЮРЬМУ НЕ ПОСАДИШЬ

По словам юристов и милиционеров, привлечь воспитателей-уголовников к любой, даже административной, ответственности практически невозможно. В Уголовном кодексе РФ существует статья 150, по которой за «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» грозит до пяти лет лишения свободы. А это же правонарушение, совершенное «родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего», может обернуться шестью годами. Тем не менее доказать совершение такого преступления практически невозможно. Пойманные за руку «педагоги с наколками» кивают на «криминализированное общество» и предлагают следователям посмотреть государственные телеканалы, на которых герои сериалов воспевают романтическую жизнь членов «Бригады». Возразить им обычно нечем.

"