Posted 29 июня 2004,, 20:00

Published 29 июня 2004,, 20:00

Зеленым человечкам придется подождать

29 июня 2004, 20:00
После недавнего марсианского десанта США и сообщений о планах международной экспедиции на Красную планету с новой остротой встал вопрос: когда же произойдет вожделенная встреча с «братьями по разуму»? За ответом мы обратились к заслуженному деятелю науки РФ, заведующему лабораторией Института космических исследований Р

– Для начала надо ответить на вопрос: каким образом и откуда вообще возникает то, что мы называем жизнью? Микробиологи до сих пор не дают ответа. Предполагается, например, что столь сложный механизм, каким является наша планета, со всем ее «движимым и недвижимым», возник «естественным образом, путем бесчисленных химических реакций, которые имели превалирующий характер в условиях ранней Земли». Так пишет Нобелевский лауреат Кристиан Рене де Дюв. С его утверждением согласны далеко не все. Известный английский астрофизик Фред Хойл писал, что вероятность возникновения клеточных механизмов такова же, как возникновение готового ко взлету пассажирского авиалайнера из разложенных его деталей под действием налетевшего урагана. Гипотеза Хойла получила наименование «Большого Взрыва». В принципе жизнь могла быть превнесена на нашу планету из космоса. Но это не снимает вопроса: а там-то она как возникла?

– Немаловажную роль в реабилитации теории панспермии, гипотезы о переносе жизни во Вселенной с одного космического тела на другое, сыграл тот факт, что в марсианском метеорите, найденном в Антарктиде, были обнаружены окаменевшие микроорганизмы. Что вы об этом думаете?

– Шумиха, поднятая в прессе, имела столь большой резонанс, что президент США выступил перед нацией: смотрите, мол, какой замечательный результат получили наши ученые! Однако природа микроокаменелостей, найденных специалистами НАСА, до сих пор не ясна. С одной стороны, они очень похожи на окаменелости земных бактерий. С другой стороны, имеют столь малые размеры, что в них физически не в состоянии поместиться, к примеру, рибосомы – непременный атрибут живой клетки. Дискуссия продолжается. Не так давно доктор Воробьева из МГУ обнаружила микроорганизмы, находящиеся в состоянии анабиоза, в образце антарктического грунта возрастом 8 млн. лет. Ничто не помешало бы им в состоянии «спячки» совершить путешествие внутри метеорита, как в космическом корабле, на другую планету.

– Но ведь им предстояло приспосабливаться к совершенно иным условиям существования!

– А кто сказал, что земные микроорганизмы этого сделать не в состоянии? Клубеньковые бактерии преобразуют энергию на таком уровне, который другие микроорганизмы просто бы сжег. Существа с таким метаболизмом прекрасно чувствовали бы себя на Венере.

–Той самой, где вами, Леонид Васильевич, еще в середине 70-х было обнаружено некое живое существо.

– История с «венерианской птицей» обросла фантастическими подробностями. На деле все происходило весьма буднично. В 1975 году нам впервые удалось послать к поверхности Венеры космические аппараты, оснащенные телекамерами, которые передали оттуда четкие изображения. Когда мы их рассматривали, увидели странный камень, похожий на птицу с маленькими крыльями, толстыми ногами и туповатым клювом. Геологи отнесли его к вулканическим бомбам, а мы показали снимок биологам. С одной стороны, на планете с раскаленной до 500 градусов поверхностью и атмосферой, на 95% состоящей из углекислого газа, сложно предположить наличие хоть какой-то жизни. С другой же, внешность птички как нельзя больше соответствовала венерианским условиям: существа, которые могли бы там жить, должны были плавать или летать именно с помощью небольших плавников-крыльев. Я упомянул об этой курьезной находке в одной научно-популярной книжке, и к моей фантастической версии всерьез отнеслись не только простые читатели, но и кое-кто из биологов.

– А что касается других планет Солнечной системы, можем ли мы встретить на них нечто живое?

– На Меркурии вряд ли, слишком уж он близко от Солнца расположен. Луна мертва, что подтвердил анализ грунтов, доставленных оттуда нами и американцами. На Марсе пока также ничего живого обнаружить не удалось. Что странно: ведь это единственная планета Солнечной системы, где, как и у нас, есть вода, пусть и разряженная, но атмосфера, солнечная радиация… Средние температуры на Марсе около минус 60, но в Антарктиде условия не лучше, но ведь там микроорганизмы живут... Вывод напрашивается сам собой – либо мы не знаем чего-то существенного о возникновении жизни, либо живые существа на Марсе все-таки есть, но из-за несовершенства технологии поиска мы их просто не замечаем. Очевидно, что все точки над «i» смогут расставить только новые, более детальные эксперименты, которые будут проведены в ходе подготовки к экспедиции на Марс.

– А что касается далеких планет – Урана, Нептуна, Юпитера, Плутона, шансы обнаружить на них жизнь, по всей видимости, близки к нулю?

– Я бы не был столь категоричен, ведь у этих планет имеются весьма перспективные спутники: Европа и Ганимед у Юпитера, Тритон у Нептуна. Под толстым слоем льда там, скорее всего, есть жидкая вода. Приливные взаимодействия разогревают спутник, провоцируя извержения подводных вулканов. С лавой в подледные моря попадает масса микроэлементов. В результате возникает что-то вроде питательной среды для микроорганизмов. И если их возникновение закономерно, рано или поздно их удастся обнаружить.

– А как насчет маленьких зеленых человечков?

– С ними посложнее. Не зная толком, как возникла жизнь на Земле, ученые тем не менее не видят препятствий к появлению ее на других планетах. Но в истории Земли имеет место еще одно загадочное событие, неподдающееся объяснению. Наша планета существует около 4,5 миллиарда лет. Жизнь на ней зародилась через полмиллиарда лет после формирования Земли. Все остальное время она существовала в форме примитивной протоплазмы, пока не произошел «кембрийский взрыв». 570 миллионов лет назад вдруг в изобилии появились многоклеточные организмы. Почему это произошло – непонятно. До этого любой одноклеточный организм воспринимал приближение собрата, как агрессию, и вдруг они стали объединяться для сотрудничества. В геологическом смысле моментально возникли сложные организмы, причем их было гораздо больше, чем сейчас. Такое впечатление, что природа вывалила из мешка весь набор имеющихся в наличии проектов многоклеточных организмов и стала смотреть, что из этого выйдет. Можно предполагать, что с этого момента появление человеческой цивилизации было детерминировано, но… Где гарантия, что нечто подобное также произошло еще где-то в космосе? Может быть, мы потому и не встретили до сих пор «братьев по разуму», что человеческая цивилизация – первая во Вселенной, обреченная, как писал журнал New Scientist, вечно блуждать в космосе, находя массу протоплазмы, но никого, с кем можно было бы поговорить.

– Британский астроном Барри Джонс утверждает, что половина уже известных планетных систем может быть обитаема.

– Абсолютно спекулятивное заявление. На сегодняшний день открыто 119 экзопланет в 104 планетных системах, и ни на одной из них не может существовать жизнь, разве что на спутниках. Мало того, что все эти экзопланеты – газовые гиганты вроде нашего Юпитера, так они еще и постепенно мигрируют в сторону своих солнц. В ходе этого передвижения они сомнут все планеты земной группы. Уникальность Солнечной системы в том и состоит, что все планеты в ней находятся в состоянии устойчивого равновесия.

– Значит, надежды на встречу с «братьями по разуму» у нас практически нет?

– Ну почему же?! Вся беда в том, что пока мы слишком мало знаем о возможных проявлениях жизни, чтобы продуктивно искать ее в иных мирах. Не исключено, что живые существа на другой планете мы попросту можем не заметить. Что касается возможности с ними поговорить… Мы ведь даже с нашими ближайшими говорящими соседями по планете – дельфинами – пока разговаривать не умеем. Если контакт цивилизаций когда-нибудь и произойдет, то будет это очень и очень нескоро – их сначала надо найти.

На Марсе все-таки была жизнь