Posted 29 июня 2004,, 20:00

Published 29 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Игра в военные городки

Игра в военные городки

29 июня 2004, 20:00
На территории самой западной области России за последние 10 лет опустошено свыше сотни военных городков. При том, что в Калининградской области больше 15 тыс. вынужденных переселенцев и около 10 тыс. военных нуждаются в жилье. Участь заброшенных и разграбленных гарнизонов вскоре разделят еще несколько городков, которые

Поселок Долгоруково Багратионовского района – вблизи границы с Польшей. До Великой Отечественной здесь располагалась немецкая кавалерийская часть. С конца 40-х до начала 90-х – наша ракетно-артиллерийская бригада, два танковых полка и другие части 11-й гвардейской общевойсковой армии.

Сегодня былое могущество представляют старший лейтенант Евгений Есипов и два солдата. Живут они на втором этаже бывшей офицерской столовой, где сохранился выцветший лозунг: «Все, что создано народом, должно быть надежно защищено». Неизвестный остроум слово «защищено» переправил на «расхищено», что соответствует действительности.

«Мы охраняем то, что еще окончательно не разграблено, – рассказывает «Новым Известиям» старлей Есипов, – столовую, спортзал и две казармы. Перед вами приезжал немец. Присматривался, оценивал. И карту-схему городка с собой прихватил, так что показать, какие кому отданы объекты, не могу».

Карту-схему городка по секрету показала бывшая военнослужащая бывшей ракетно-артиллерийской бригады, просившая не называть ее имени. Словоохотливая дама подробно рассказала о судьбе практически всех зданий военного городка. Большинство из них разграблено, срезаны «болгаркой» все металлоконструкции, некогда прекрасный клуб и спортзал напоминают Брестскую крепость после осады. Не пожалели даже братские могилы на территории городка – сорвали и унесли в пункты приема цветмета медные таблички с именами похороненных советских солдат... «Заезжие дельцы хотели было утащить с одной могилы гранитную плиту, – негодует бывшая ракетчица, – но им, слава богу, помешал мой муж, милиционера привел».

Напротив воинского кладбища рабочие разбирают на кирпичи добротную казарму. Ее выкупил за 2 тыс. долларов калининградский предприниматель. По кирпичику разносят и бывшую немецкую конюшню. «Работы в поселке нет, – охотно делится с «Новыми Известиями» истоками своего мародерства мужчина лет сорока. – А тут живая копейка! За каждый целый немецкий кирпич мы получаем по тридцать копеек». В Калининграде кирпичики продают уже по 3–4 рубля.

Рядом с помещением, приспособленным теперь под хлебопекарню, – горы вывороченного булыжника. Его по доллару за штуку приобретают «новые русские» для своих домов и участков.

Из пятидесяти помещений военного городка ныне используются лишь несколько: в одном устроили вышеупомянутую пекарню, в другом мебельное производство, в бывшей части медсанбата разместился специнтернат на 52 места. Да еще в одной казарме живут казаки, чувствуя себя Робинзонами на необитаемом острове. В 2002 г. Совет переселенческих объединений при председателе Государственной думы РФ вышел на правительство с предложением передать городок в муниципальную собственность целевым назначением, для обустройства переселенцев и бывших военных.

Ответа ждут до сих пор...

В городе Пионерский долгие годы располагалась школа младших авиационных специалистов Балтфлота. Но в связи с сокращением и реорганизацией сил флота в 1995 г. учебное подразделение было расформировано. Высвободились 19 зданий различного назначения в курортной зоне на берегу Балтийского моря. Естественно, это вызвало интерес у многочисленных коммерческих структур. По одному из первых указов Бориса Ельцина городки разрешалось продавать и тем самым пополнять военный бюджет. Военный городок в Пионерском и хотели продать, но к командующему Балтийским флотом обратился мэр с просьбой передать опустевший городок местным властям. Мэр обещал разместить здесь центр подготовки молодежи для армии и флота, культурно-досуговый комплекс, отделение скорой медицинской помощи, общежитие для молодых учителей. А все это – новые рабочие места, в том числе для военнослужащих, уволенных в запас. Командующий флотом подумал да и отдал военный городок гражданским ответственным лицам. И теперь он представляет собой печальное зрелище: раскуроченные здания, сорванные с петель оконные рамы и двери, разбитые электрощиты, вырванная с мясом электропроводка.

Что за напасть? Как удалось выяснить «НИ», мэрия города Пионерский довольно долго поддерживала городок в более-менее пристойном виде своими силами. Но официальную передачу собственности не утвердила Москва. Городок формально вновь отошел к Балтийскому флоту, но только на этот раз его уже никто не охранял. Пытались выставить городок на торги, но заломили такую цену, что желающих приобрести почти подчистую разграбленное народное добро за такие деньги не нашлось.

В период премьерства Виктора Черномырдина жестко ставился вопрос передачи в муниципальную собственность освобождаемой военной инфраструктуры. Ее судьбу рассматривала правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Главам субъектов Федерации было поручено разработать механизм приема на баланс бывших военных городков. Не разработали.

С продажей собственности у коммерсантов в погонах тоже не клеится. Деятельность созданного при Министерстве обороны специализированного государственного хозрасчетного предприятия (СГХП), призванного продавать военные городки, стремится к нулю. СГХП пытается продать собственность с аукциона, но запрашивает такую цену, что покупателя чаще всего не находится. В конце концов руины бывших образцовых городков приходится отдавать даром.

В самом центре Калининграда брошен на произвол судьбы и стремительно приходит в упадок некогда благоустроенный военный городок, в котором было расквартировано военное авиационно-техническое училище. При том что областные и городские власти который год не могут найти помещения для туберкулезной больницы. На выезде из Калининграда рушится и разворовывается возведенный в середине 80-х городок военных строителей...

«Потенциал бывших объектов Минобороны очень велик, – считает вице-губернатор области Олег Шлык. – Они привлекают инвесторов, здесь можно и производство развернуть, и жилье людям дать. Ведь муниципалитеты из-за отсутствия средств не ведут сейчас жилищного строительства. В то же время рядом, в брошенных городках, пустуют сотни потенциальных квартир: бывшие казармы легко перестраиваются в жилые помещения, у нас и проект соответствующий есть. Но в Министерстве обороны с передачей своей собственности гражданским властям не торопятся. Наверное, дожидаются, пока городки сами исчезнут с лица земли, перестав быть причиной лишней головной боли...»


Борис ГРОМОВ, губернатор Московской области: «Счастлив, когда вручаю ключи от новых квартир»
Ипотека по-армейски
Армейский клондайк

"