Posted 29 мая 2006,, 20:00
Published 29 мая 2006,, 20:00
Modified 8 марта, 09:07
Updated 8 марта, 09:07
Спутник «Компас-2», запущенный 26 мая с помощью ракеты-носителя «Штиль» с борта подводной лодки «Екатеринбург», находившейся в подводном положении в акватории Баренцева моря, предназначен для широкого круга научных задач. Например, с помощью этого аппарата планируется отработать методику предупреждения землетрясений. Разработали его ученые Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН в сотрудничестве со специалистами ракетного центра им. Макеева.
Однако буквально сразу после запуска возникли проблемы, и до сих пор аппарат так и не начал работать в нормальном режиме. «Компас-2» – далеко не первый аппарат за последнее время, не выполнивший возложенных на него учеными задач.
Совсем недавно 29 марта 2006 года был уничтожен в результате столкновения с космическим мусором один из новейших спутников связи «Экспресс АМ-11», в результате чего половина Сибири и Дальнего Востока осталась без телевидения и Интернета. В прошлом году 22 июня без вести пропал экспериментальный российско-американский спутник «Космос-1» («Солнечный парус»), запущенный, как и «Компас-2», с подводной лодки. Также в прошлом году в январе пропал спутник фоторазведки «Кобальт».
«Серия неудач преследует российских ученых, занимающихся комической промышленностью», – так прокомментировал «Новым Известиям» последние поломки аппаратов научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Он рассказал, что среднестатистическое количество аварий для космических аппаратов – это одна-две в течение года. Российские спутники стали падать по четыре в год. Но связано это не с низким качеством этих аппаратов, а с обычной случайностью. С ним согласен и работник пресс-службы Центра управления полетами Валерий Лынзин, он уверен, что это обычные сбои техники. Однако каждая такая авария дает возможность более тщательно просмотреть все возможные технические недоработки. Дело в том, что, когда в 70-х годах также произошла серия неудач, была пересмотрена вся техническая документация и были ужесточены применяемые стандарты. И как заверил корреспондента «НИ» г-н Моисеев, одна авария дает гораздо больше, чем десяток удачных запусков.