Posted 29 апреля 2015,, 21:00

Published 29 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

Мой День Победы

Мой День Победы

29 апреля 2015, 21:00
«Новые Известия» продолжают публиковать материалы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В публикациях сотрудников редакции под рубрикой «Мой День Победы» мы рассказываем о наших родственниках, воевавших на фронтах, трудившихся в тылу, оказавшихся в оккупационных зонах или в эвакуации.

До войны мои родители вряд ли могли бы встретиться. Он – коренной киевлянин, она родилась в подмосковном Звенигороде. Географически они были далеко друг от друга, но война не только разлучает людей, но и может неожиданно соединить их. Так произошло и с моими родителями.

Отец, Милиенко Георгий Антонович, родился в 1922 году и после школы поступил в артиллерийское училище. Когда летом 41-го к столице Украины прорвалась крупная танковая группировка, на защиту города бросили весь военный гарнизон, в том числе и курсантов. Этот бой, продолжавшийся несколько суток, стал для них «выпускным экзаменом». Досрочно присвоив 19-летним юношам лейтенантские звания, их отправили на фронт.

Мама, Евграфова Лидия Степановна, отучившись всего год в Первом Московском медицинском институте, с начала войны работала медсестрой в военном госпитале, организованном в усадьбе Введенское близ Звенигорода. Вместе с ней трудились ее одноклассницы, которые, как и она, мечтали попасть на фронт. И такой случай им представился. В начале июня 1942 года недалеко от Звенигорода формировался 169 Отдельный минометный полк, которому требовались санинструкторы, и военкомат объявил набор желающих. Так мама оказалась в дивизионе, которым командовал отец. Это событие много значило для них обоих, и по прошествии лет, проезжая на машине мимо деревни Шарапово, они каждый раз показывали мне небольшой дом на краю деревни, где впервые увидели друг друга.

Маме сразу понравился высокий блондин, который не только храбро вел себя в бою, но и прекрасно пел, обладал чувством юмора, был душой компании. А смелости ему действительно было не занимать. В августе 1942 года он получил свой первый орден – Красной Звезды. Но война войной, а молодость берет свое. Взаимная симпатия переросла в любовь, и 10 августа 1943 года их расписали в ЗАГСе небольшого украинского городка.

Они очень дорожили друг другом, и когда маме давали небольшой отпуск, чтобы повидаться с родителями, отец скучал и писал ей пламенные письма в стихах. Он вообще любил выражать свои мысли рифмами, и за годы войны исписал три альбома. Иногда я перечитываю его стихи. Они наивны и трогательны. Одни патриотические, другие посвящены друзьям, третьи о любви. Я читаю их и вижу родителей молодыми, не знающими страха смерти, мечтающими о мирном будущем.

Они не только воевали, но и находили время на творчество – отец был внештатным корреспондентом газет «Миномётчики» и «За советскую Родину». У меня хранится экземпляр газеты от 3 января 1945 года с его фельетоном «В ночь под Новый год». А мама участвовала в художественной самодеятельности, руководителем которой был Алексей Смирнов, отважный разведчик, кавалер двух орденов Славы I и II степени и ордена Красной Звезды, а в будущем – Заслуженный артист РСФСР и любимый народом комик.

На войне всем было нелегко, а женщинам тем более. Они сражались наравне с мужчинами, и девчонки-санинструкторы на своих хрупких плечах выносили из-под огня раненых бойцов, которые были чуть ли не вдвое тяжелее их. К концу войны мамину гимнастерку украшало несколько медалей, одна из которых – «За отвагу».

На войне рано взрослеют, в 22 года отец был уже капитаном, и на его груди красовались еще два ордена Отечественной войны II степени и орден Красного Знамени. А весной 1945-го он стал кавалером ордена Александра Невского.

Свой героический поступок отец совершил во время Львовско-Сандомирской операции при освобождении деревни Жировка Львовской области. Минометный полк после длительного марша остановился на отдых в лесу, расставив своих наблюдателей. На рассвете они увидели огромное число немцев, которые прорывались из окружения. Танки, артиллерия, пехота – вся эта громада двинулась на наших ребят. И минометчики приняли неравный бой. Они не только вели огонь по противнику из орудий, но и несколько раз переходили в рукопашную. И в одной из таких схваток отец, окруженный немцами, рискуя собственной жизнью, скомандовал: «Огонь на меня!», что привело к уничтожению большой группы противника. К счастью, ему удалось остаться в живых, но потери в полку были очень тяжелыми. Но и враг оставил на поле боя более 700 убитых, военную технику и боеприпасы. В плен минометчиками были взяты 1600 солдат и офицеров...

Послесловие

После войны друзей-однополчан разбросало по всему Советскому Союзу. Чтобы найти боевых товарищей, отец в течение пяти лет ездил в Подольск и в архиве Министерства обороны СССР изучал документы полка. В 1969 году он впервые собрал многочисленную группу однополчан. С тех пор 9 мая они каждый год встречались в Москве в сквере перед Киевским вокзалом. Я по возможности ездила с родителями, и их однополчане стали для меня как родственники, тем более что многие из них, приезжая в столицу из других городов, останавливались у нас.

Постепенно их приезжало все меньше. А потом в 1984 году ушла из жизни моя мама. Отец пережил ее на 18 лет.

И теперь у меня другая традиция – каждый год 9 мая я еду на кладбище, чтобы постоять у могилы родителей и вспомнить то время, когда в нашем доме царили любовь и уют.

"