Posted 29 апреля 2015,, 21:00

Published 29 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

«Мы верили, что победим!»

29 апреля 2015, 21:00
Артисты и режиссеры, чьи семьи коснулась война, вспоминают на страницах «Театрала» 9 мая 1945 года

Ежегодно в преддверии Дня Победы «Новые Известия» и журнал «Театрал» публиковали интервью со знаменитостями, прошедшими Великую Отечественную войну. Картина 2015 года пугает своим неизбежным трагизмом: очень мало осталось фронтовиков, которые по сей день в строю (удивительное исключение составляют, например, актер Театра Вахтангова Владимир Этуш (на фото) и режиссер Театра Моссовета Павел Хомский).

Поэтому впервые редакция наших изданий вынуждена отступиться от сложившейся традиции... Сегодня мы предоставляем слово не только фронтовикам, но и тем знаменитостям, чье детство пришлось на войну.

Читайте в майском выпуске журнала «Театрал» воспоминания Юрия Соломина и Валентина Гафта, Василия Ланового и Георгия Данелии, Елены Санаевой и Сергея Юрского.

В этом номере «НИ» своими воспоминаниями с нашими читателями поделились фронтовик, кавалер ордена Красного Знамени Владимир ЭТУШ и старейший российский актер Владимир ЗЕЛЬДИН.

Актер Владимир ЭТУШ:

– Весной 1945 года все понимали, что война идет к завершению. Но когда наступит тот долгожданный день – никто не знал. И вдруг по радио объявили, что Берлин взят. Большего праздника в моей жизни не было. Что творилось на улицах! Такое ощущение, что всюду свет. От солнца свет, от отблесков наград. Свет в глазах… Это невозможно описать.

Сколько лет прошло, но 9 мая 1945 года для меня по-прежнему один из лучших дней, которые только довелось пережить. Конец ужасной войне, которая, как известно, развращает душу, делает людей жесткими и порой даже жестокими.

Вспоминается, например, такой эпизод, ставший для меня, фронтовика, одним из страшнейших. Командиром нашего 581-го стрелкового полка был Андрей Николаевич Семенов – болгарский эмигрант, революционер, приговоренный у себя на родине к смертной казни за политическую деятельность и по совету Димитрова бежавший в СССР. Эту часть биографии Семенова знали все, но рассказывали вполголоса, отчего его личность казалась еще более романтичной.

В нем угадывался не только военный профессионал, строевик, но еще и интеллигентный человек. С нами, старшими офицерами, он держался, как товарищ, и едва выдавалось свободное время, уделял нам внимание. Редкой сердечности был человек. Он никогда не назидал, а терпеливо объяснял. Так вот, компромиссов с начальством он не понимал и всегда открыто излагал свою точку зрения. Поэтому и отношения с командиром дивизии у него никак не ладились. Впрочем, командир отличался крутым характером...

Во время наступления один из наших связистов зашел в дом в деревне, которую только что освободили. Снял со стены гитару и, соскучившись по музыке, взял несколько аккордов. В этот момент в доме появился командир дивизии и, не раздумывая, расстрелял беднягу на месте.

Командир отличался крутым поведением. Наш интеллигент Семенов пытался ему возразить, но тот какие-то грубости орал в ответ. И куда деваться? Есть устав. Нарушать его Семенов не мог, но и хамство терпеть не было сил. «Разрешите мне обратиться к командующему», – говорил он. И слышал в ответ резкое: «Не разрешаю!»

Актер Владимир ЗЕЛЬДИН:

– Для меня самый счастливый день – это день Победы, 9 мая 1945 года. Я тогда находился в Москве. Вся Москва в этот день ликовала, атмосфера была потрясающая. Я такой атмосферы никогда больше не чувствовал и никогда этого не забуду. Какой престиж был у нашей армии-победительницы!

Помню, как на Красной площади военных обнимали и целовали, чуть ли не на руках носили. Больше никогда я не видел столько счастливых, одновременно плачущих и смеющихся лиц. Ни одному военному не удалось проскочить по улице незамеченным. Чужие люди кидались ему на шею так, словно роднее не было никого на свете. С тех самых пор, наверное, человек в военной форме вызывает у меня безмерное уважение…

Еще запомнил, как нам праздничные пайки выдали: полбуханки черного, по двести пятьдесят граммов сыра, полукопченой колбасы, масло, сахар, леденцы и пачку печенья. Помню, я принес, разложил и долго смотрел на этот «натюрморт», не притрагивался. Просто нюхал!

Для меня это великий день в моей жизни. Ветераны войны, ветераны тыла – это едино, поэтому для меня это даже не праздник, для меня это Великий день Великих народов нашего Отечества, которые подтвердили свое величие, положив самое дорогое – жизнь – на алтарь Победы над фашизмом. Они это доказали. Наша совесть чиста, мы не думали о каком-то своем личном благополучии, о машинах, о дачах, о зарплатах. Мы думали об Отечестве, которое безмерно любили.

"