Posted 29 апреля 2014,, 20:00

Published 29 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:08

Updated 8 марта, 02:08

Без головной боли

29 апреля 2014, 20:00
Исследования и медицинская практика в области нейрохирургии являются одной из важнейших стратегических задач государства в сфере здравоохранения. В развитых странах этому уделяют самое пристальное внимание и щедро финансируют исследования по изучению работы головного мозга. В конце прошлой недели в Центре международной

«Меркурий-клуб» – это созданная в 2002 году по инициативе Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ площадка для проведения постоянного диалога предпринимателей с представителями федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти с целью выработки подходов к решению социальных, экономических и политических задач в интересах страны и ее граждан. Заседание гостиной, как всегда, вела заместитель председателя Госдумы ФС РФ Людмила Швецова. Во встрече участвовали председатель правления «Меркурий-клуба» академик РАН Евгений Примаков, вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, генеральный директор ЦМТ Москвы Владимир Саламатов, председатели профильных комитетов Госдумы РФ Ирина Яровая, Игорь Руденский и Сергей Калашников, а также члены «Меркурий-клуба» и коллеги выдающегося российского хирурга.

Открывая заседание гостиной, Людмила Швецова представила героя встречи, после чего Александр Коновалов сделал краткую презентацию, в которой обратил внимание на то, что интерес к области исследований работы головного мозга в настоящее время набирает обороты – на эти исследования тратятся миллиарды евро. В нейрохирургии самым важным вопросом он назвал вопрос диагностики заболеваний. По словам г-на Коновалова, нейрохирургия как специальность сложилась именно в тот момент, когда стала возможной постановка точного диагноза больному человеку. А развитие и совершенствование с каждым днем компьютерных технологий позволяет делать то, что раньше было просто невозможным. Например, ознакомиться с внутренним строением головного мозга.

Директор НИИ нейрохирургии им. Бурденко рассказал собравшимся об основных направлениях, в которых работает институт. В частности, это опухоли головного мозга – в России ежегодно диагностируется 25–30 тыс. первичных случаев и 75 тыс. – вторичных. Но если раньше некоторые виды операций были недоступны, например, на опухолях в стволе головного мозга, то сегодня новые технологии позволяют лечить больных с самыми тяжелыми поражениями. Также ежегодно в стране регистрируется порядка 600 тыс. случаев черепно-мозговых травм, многие из которых требуют длительного, нередко многолетнего, сложного ухода в реанимации и интенсивной терапии. При этом в институте им. Бурденко таких мест в реанимации 40, рассказал Александр Коновалов. Он обратил внимание на необходимость создания специализированного учреждения для ухода и длительного лечения таких тяжелобольных пациентов. НИИ им. Бурденко активно работает с проблемами сосудистых патологий мозга (в год в России 500 тыс. человек переносят ишемические инсульты), занимается детской, функциональной и спинальной нейрохирургией. В результате ежегодно в стенах института проводится 7–8 тыс. сложных, а зачастую просто уникальных операций на головном мозге.

Александр Коновалов подчеркнул, что России, к сожалению, в сфере нейрохирургии особенно нечем гордиться – в основном отечественные специалисты пользуются зарубежными достижениями, методиками, техникой. Один из гостей вечера поддержал его, отметив, что неоднократно встречал за рубежом, особенно в США, множество российских специалистов, которые и хотели бы работать на родине, но не видят для этого условий. Г-н Коновалов отметил, что после проведения реформы Российской академии наук и слияния РАН и РАМН произошло сокращение бюджетного финансирования на 28%. А это означает уменьшение количества квот для больных людей и закупок необходимого оборудования. Сейчас поднимается вопрос о восстановлении государственного субсидирования хотя бы до прежнего уровня, но конкретных решений в этом вопросе пока нет. Тот же институт им. Бурденко был, по сути, заново отстроен 15 лет назад, но сейчас вновь требует обновления. Однако финансирование института сократилось с 1,951 млрд. рублей в 2013 году до 1,175 млрд. в 2014-м.

Также не остался без внимания и вопрос со сложной системой согласования госзакупок, когда руководитель института, более осведомленный изнутри о нуждах учреждения, не может распоряжаться поступающими средствами. Людмила Швецова заметила, что законы принимаются для всей огромной страны в целом – и для локальных поликлиник в регионах, и для научных институтов, таких как НИИ им. Бурденко. Возможно, преференции последних стоит рассматривать в индивидуальном порядке, отметила зампредседателя Госдумы РФ. Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, со своей стороны, подчеркнула, что здоровье человеческого мозга – это важный ресурс, чье обеспечение можно отнести к вопросам национальной безопасности.

В любом случае, отметил Александр Коновалов, необходимо понимать, что вне зависимости от уровня финансирования и господдержки медицины в целом и особенно такой ее сложной отрасли, как нейрохирургия, успехи всегда граничат с неудачами. И врач несет большую ответственность за жизнь своих пациентов.

"