Posted 29 апреля 2008,, 20:00
Published 29 апреля 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 08:04
Updated 8 марта, 08:04
– Вспомним недавний случай... Из-за чего все-таки произошел взрыв в доме на улице академика Королева 4 апреля этого года?
– Уже понятно, что в помещении была газовоздушная смесь. А вот ее происхождение будут выяснять следователи.
– А мог к таким последствиям привести взрыв бомбы?
– Нет, на бомбу не похоже. Если бы взорвалась бомба, то должны были остаться следы от взрывчатых веществ или осколков. Но ничего такого на месте не обнаружили.
– По статистике МЧС, в России 80% пожаров происходит в жилом секторе. А по столице какие данные?
– В Москве примерно 70% пожаров вспыхивают в квартирах людей. На предприятиях возгорания происходят не так часто благодаря тому, что там есть контроль со стороны администрации, надзорных органов, Госпожнадзора. Но проводить профилактику проблематично, особенно с людьми, ведущими асоциальный образ жизни, употребляющими спиртное или наркотики. Они не отдают себе отчета в том, что делают.
– Россияне постоянно видят на рекламных плакатах объяснения, как не допустить пожара. Такая реклама помогает?
– Конечно. Этой зимой мы провели акцию по пропаганде пожарной безопасности в жилом секторе. Для примера... За первый квартал этого года количество пожаров в жилье по сравнению с аналогичным периодом года прошлого снизилось на 16%. Это результаты такой рекламы, а также операции «Жилище». В ее рамках прошли проверки системы безопасности в домах. Выяснилось, что в каждом десятом доме с повышенной этажностью – более 10 этажей – не работают сигнализация и пожарная автоматика. Но в том же здании на улице Королева все системы безопасности были в порядке. Благодаря этому последствия пожара оказались менее плачевными.
– А как обстоит дело с пожарными депо? Ходили разговоры о том, что столице их не хватает.
– Это не совсем так. Москва растет – и вширь, и ввысь. От этого меняются требования пожарной безопасности. Сейчас строится 60 высотных зданий. По правилам ближайшее к ним депо должно быть не дальше одного километра, в то время как для обычных домов этот норматив составляет два километра. Из-за возведения высоток пришлось увеличивать число депо. Другой аспект проблемы состоит в том, что Москва вышла за пределы Кольцевой автодороги. И теперь появились новые районы там, где раньше не было пожарных частей. То же Кожухово. Там депо уже строится. Развернуто строительство на Ходынском поле. Нет пожарного депо в Южном Бутово, ближайшее – в Северном Бутово. Всего до 2020 года будет возведено 60 новых пожарных депо. Сейчас их у нас 92.
– В прошлом году строились новые депо?
– В 2007 году были сданы депо во Внуково, в Северном округе столицы. Начата работа над депо «Москва-Сити». В этом году оно будет сдано. В позапрошлом году было построено два депо для охраны Лефортовского тоннеля и соседних высотных зданий. В этом году уже введены в эксплуатацию два депо в Троице-Лыково и Крылатском.
– Месяц назад был принят закон «О пожарной безопасности в Москве». Он разрешает добровольцам помогать пожарным…
– Желающие стать добровольцами проходят обучение, сдают экзамен и получают свидетельство о том, что они имеют право тушить огонь. Но у нас есть нормативы. Пожарный должен быть вынослив и силен. Связан этот вопрос и с дыханием, и с опорно-двигательной системой. Был случай, когда комиссию по состоянию здоровья не проходили парни после армии из десанта. Если же человек прошел испытания, то его уже обучают, как вести себя на пожаре, а потом создаются подразделения добровольцев. Как правило, добровольцы – это пожарные, которые вышли на пенсию.
– А волонтеру за работу будут давать медаль или деньги?
– Если заслужит медаль, будет медаль. Что касается денежного вознаграждения, то добровольцам зарплата не предусмотрена. Только если они совершат подвиг, будет принято решение о вознаграждении. Доброволец – это человек, у которого есть своя профессия. И если он работает на каком-нибудь производстве, а там вспыхнул пожар, то он может, выучившись ранее на пожарного, справиться с огнем до прибытия пожарных. С учетом автомобильных пробок в столице это актуально.
– Раньше желающих помочь много было? К вам во время тушения пожара подходили люди и предлагали помощь?
– К сожалению, такие вещи у нас очень редко случаются. Но, с другой стороны, чем может помочь обыватель? Только если оттащить машину, которая оставлена не там, где нужно. Но внутрь горящего здания мы не имеем права его пускать.
– Припаркованные авто очень мешают?
– Мешают часто и мешают очень серьезно. Особенно вечером во дворах. Тогда и легковой машине трудно проехать, а уж пожарной и особенно автолестнице – почти невозможно. Статья 16 закона «О пожарной безопасности в Москве» посвящена как раз этому. Там прописано, что у каждого дома должны быть площадки для установки автолестницы. Их необходимо закладывать еще при строительстве. Ведь наша техника крупнотоннажная, и не каждое асфальтовое покрытие может выдержать ее тяжесть.
– Но на такие площадки многие люди все равно будут ставить свои машины...
– В связи с этим будут разработаны нормативные документы и предусмотрены санкции. Вот на Западе на домах висит табличка: «Место для пожарной машины». Оно практически всегда свободно, ведь там более законопослушные граждане. Они знают, что, если автолестница вовремя не встанет, то могут погибнуть люди. А если на месте для пожарной машины стоял чей-то автомобиль, то санкция к его хозяину будет очень серьезная, вплоть до уголовной ответственности.