Posted 29 марта 2010,, 20:00

Published 29 марта 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:52

Updated 8 марта, 06:52

«Цель – вызвать злобу»

29 марта 2010, 20:00
Спустя несколько часов после взрывов в московском метро ответственность за них уже якобы взяли на себя чеченские террористы, разместившие соответствующее заявление на одном из своих сайтов. Версию о причастности к происшедшему «террористических групп, имеющих отношение к Северному Кавказу», правоохранители и эксперты с

Уже через несколько часов после взрывов в московском метро международные телеканалы связали происшедшее с февральскими угрозами известного боевика Доку Умарова в адрес россиян. Ряд экспертов полагают, что чеченские сепаратисты, взявшие на себя ответственность за теракт, могут входить в группировку «Имарат Кавказ» под его руководством. Теракты якобы могли стать местью за уничтоженных недавно силовиками влиятельных исламистских оппозиционеров Саида Бурятского и Анзора Астемирова.

Пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов замечает, что, пока не установлены личности виновных, преждевременно говорить о «северокавказском следе» и причастности боевиков Доку Умарова. «Мы не отрицаем, что в теракте могли участвовать террористические группы из кавказских республик, но такие высказывания вредны не только для общества, но и для следствия», – замечает г-н Ахильгов. Главная цель терактов, по его мнению, не запугать людей, а «вызвать злобу, которая приводит к ксенофобии».

В Чечне с утра началась настоящая паника, поскольку родственники многих людей живут в столице или оказались здесь в силу каких-то обстоятельств в самый неподходящий момент. Свои страхи они обосновывают, прежде всего, возможным началом преследований по национальному признаку. Жительница Грозного Луиза Довлетукаева, чья дочь уже много лет с семьей живет на юго-западе Москвы, позвонила ей, как только страшная новость прозвучала по местным телеканалам. «Естественно, первое, что мне пришло в голову, – где они находились в тот момент, и не пострадал ли кто-нибудь из моих четырех внуков», – делится с «НИ» г-жа Довлетукаева. Жительница Грозного говорит, что в ближайшее время родственников ожидают недели страха и тревог. В первую очередь это связано с возможными визитами участковых, проверками в общественном транспорте и началом очередной античеченской истерии, вызванной попытками во что бы то ни стало найти в теракте «чеченский» след.

«Будет вдвойне обидно, если попытки найти в очередном кровавом событии религиозный мотив приобретут массовый характер. Мораль ислама категорически отвергает террор и бесчеловечные акты насилия», – говорит житель Мескер-Юрт Абдул-Хамид.

Правозащитники также предостерегают от преждевременных, скоропалительных высказываний и предположений. Бывший советник президента Ингушетии Мусса Плиев считает заявления о северокавказском следе поспешными. «Такое отношение отделяет жителей южных республик от остальных граждан России, но у них такие же права, – говорит «НИ» г-н Плиев. – Выносить такие суждения нужно только в соответствии с законом». Он отметил, что жители Ингушетии давно живут в состоянии войны и прочувствовали на себе страх и беспомощность. «Огульные обвинения приводят к резким выпадам в сторону жителей Кавказа. Власть должна показывать равенство всех перед законом», – уверен г-н Плиев.

Лидер «Движения за права человека» Лев Пономарев замечает, что основную задачу террористы уже выполнили – возникли случаи ксенофобии. «Мне звонят и рассказывают, что девушек в мусульманской одежде пытались выкинуть из транспорта. Людей кавказской внешности начали избивать в метро», – говорит «НИ» правозащитник.

"