Posted 29 марта 2004,, 20:00

Published 29 марта 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Ставка на дилетантов?

29 марта 2004, 20:00
На днях новый министр образования и науки Андрей Фурсенко огорошил учителей заявлением, что единый госэкзамен и компьютеризация школ – отнюдь не главные задачи реформы образования. Главное – «воспитать свободных и счастливых людей». Одновременно экс-министр образования удрученно констатировал: каждый второй бюджетный р

Последняя версия «Программы модернизации педагогического образования», утвержденная коллегией Минобразования РФ, по мнению экспертов, не выдерживает критики. «Легче заново родить, чем переподготовить вузовского преподавателя», – считает Виктор Слободчиков, членкор Академии образования РФ. «Каким сегодня должен быть педагог? Мы этого не знаем и даже не пытаемся понять», – призналась «НИ» ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько. Поди попробуй воспитать «свободных и счастливых»...

Об этом с корреспондентом «Новых Известий» беседовал автор альтернативного проекта модернизации педагогического образования академик Борис БИМ-БАД:

– Стержнем для подготовки профессионального педагога должен служить свод знаний о человеке, который вбирает в себя и физиологию, и философию, и психологию. Плюс все мировые религии. Такая «генеральная наука» существует еще со времен великого Ушинского. Синтезируя все доступные знания о «человеке растущем», она провозглашает: законы развития должны быть поставлены на службу ребенку. Существующая система «учебы на учителя» напрочь игнорирует живой контакт педагога и школьника. Работа с детьми требует сверхобычных знаний о человеке. При Сталине антропологию объявили «беспартийной лженаукой». На Западе она развивалась непрерывно, особенно бурно в Японии, Финляндии, Франции, в России же только с 2000-го внесена в университетские программы...

– Да, но, к примеру, в США чуть ли не половина учителей не имеют специального образования. Это бывшие полицейские, пожарные, военные – и ничего, справляются. Может, и нам пора сделать ставку на дилетантов – лишь бы любили детей и владели навыками общения с ними?

– Пусть придут, но предварительно преодолеют тест на общую культуру. По существу – идея здравая. Директор одной из самых интересных школ страны как-то признался: чуть ли не треть его учителей так же далеки от педагогики, как Земля от Луны, – художники, джазмены, журналисты, физики-оборонщики. Но, как он утверждает, именно «дилетанты» делают погоду в школе.

– Сколько же он им платит? И не из карманов ли родителей?

– Нашлись у людей средства на верховую езду и фехтование, скинулись – кому плохо? Если же говорить по большому счету, с деньгами у нас происходит что-то непонятное. Выстроились в очередь к премьер-министру банкиры, кинорежиссеры, книгоиздатели, профсоюзные боссы... Вот и мои коллеги на последнем съезде ректоров прилюдно торговались с властью: вы нам индексацию зарплат, а мы «симметрично поддержим» вашу политику... Стыдно. В стране 69 педагогических вузов, половина их ежегодного выпуска – брак. Что делать? Очень просто: сократите нерентабельные направления, закройте лишние специальности, выкроенные средства перебросьте на зарплату педагогам. Нет, все происходит с «точностью до наоборот»: набор в педвузы растет, хотя кризис рождаемости, по прогнозам, продлится до 2012 г. Кого будут учить эти учителя?

– Вы затронули самый болезненный вопрос. Отказываясь от единой тарифной сетки для бюджетников, правительство предлагает педагогам изобрести собственную схему финансирования. «Просвещенцы» возражают: мол, альтернативы единой сетке не существует.

– Альтернатива, безусловно, есть. Это идея федерального «подушевого норматива» финансирования. У нас уже есть опыт финансирования не по часам, а за полный день работы. Многие политики на только что отшумевших выборах громогласно требовали у Минфина 23 млрд. руб. на удвоение фонда преподавательской зарплаты. И знаете, я бы деньги дал. Но не всем, а только школам, готовым взамен перейти к западной модели «полного дня». Потому что прожить вместе с ребенком полный день – подвиг, сравнимый с окончанием педвуза. Только так мы сумеем вдохновить учительство на освоение гигантского арсенала широко известных в учительских кругах, но ржавеющих на запасном пути новаторских технологий, от «метода проектов» американца Джона Дьюи и принципа «активной обучающей среды» О.Х. Мура до идеи природосообразности образования Марии Монтессори, Лейбница, Френе. Вариантов выхода нашей школы из кризиса множество. Слова «общение» и «общество» не просто однокоренные. Чем богаче круг общения ребенка, тем умнее, здоровее и богаче все общество.

"