Posted 30 января 2020,, 12:58

Published 30 января 2020,, 12:58

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

Сотовые операторы повышают тарифы, но говорить об этом не хотят

Сотовые операторы повышают тарифы, но говорить об этом не хотят

30 января 2020, 12:58
С сегодняшнего для оператор сотовой связи МТС планирует повысить расценки. До этого другие операторы сотовой связи уже повысили свои тарифы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ направила "большой четверке" мобильных операторов запрос в связи с повышением цен. ФАС ожидает ответа до 31 января.

Ирина Мишина

Стоимость архивных тарифов с 1 января уже повысил Tele2, с 13 января — «МегаФон», а с 16 января — ПАО «Вымпелком» ("Билайн").

Сотовые операторы уведомляли своих пользователей о повышении тарифов, как правило, ненавязчиво. К примеру, меня, пользователя «Мегафона» с 10-и летним «стажем», даже не известили об этом СМСкой. Просто позвонил менеджер и предложил некие «бонусы» как давнему пользователю, ничего не сообщив о повышении тарифов. Позже я узнала об этом на сайте «Мегафона».

«Билайн», которым я пользуюсь меньше, неожиданно "порадовал" СМС-уведомлением о повышении цен на мой тариф. А вот с МТС все сложно. На сайте компании разместили новость о повышении тарифов всего несколько дней назад. При этом об изменении расценок оператор связи сообщил не отдельной новостью, а в разделе «Полезная информация». Повышение планируется с 30 января 2020 года. Правда,сегодня, в день повышения тарифов, мне все же позвонили из МТС с предложением неких «бонусов», в частности, безлимитного интернета. Но вот насколько именно повысилась стоимость моего тарифа, оператор ответить отказался, пообещав «перезвонить позднее». Но в конечном счете из МТС мне так и не перезвонили...

Чтобы узнать подробности и причины повышения тарифов операторов сотовой связи, «НИ» обратились с запросами в их пресс-службы. Логика у всех операторов оказалась разной.

Эдуард Аркин, пресс-служба «Мегафон» : «Мы действительно пересмотрели условия ряда архивных тарифов с учетом роста потребления услуг абонентами. Изменения вступили в силу 13 января и коснулись небольшого числа абонентов, которые подключены к не массовым архивным тарифам».

Екатерина Казаченко, пресс-служба ПАО «Вымпелком» («Билайн) : «Тарифные планы возросли в соответствии с рыночной ситуацией, на изменение которой повлиял целый ряд факторов, среди которых затраты на исполнение требований по хранению данных, планируемые расходы на реализацию Закона об устойчивом функционировании российского сегмента сети «Интернет» и т.д. В этой связи мы вынуждены пересмотреть условия ряда архивных тарифных планов в 2020 году. Указанные факторы прямо влияют на формирование стоимости услуг».

Руководитель пресс-службы МТС Алексей Меркутов согласился дать «НИ» более подробное интервью.

«НИ»: С чем связано повышение тарифов?

Алексей Меркутов, МТС: « Изменения связаны с рыночной ситуацией, с потребительскими предпочтениями, а также необходимостью инвестировать в строительство сетей связи, в том числе в отдаленных регионах, а также запускать новые стандарты передачи данных».

«НИ» : На сколько примерно вырастут тарифы МТС?

Алексей Меркутов, МТС: «Примерно на 4%. Это зависит от региона и конкретного тарифа... Повышение на популярных тарифных планах составит 20-25 рублей, или порядка четырех процентов».

«НИ» : Можно ли связать повышение тарифов связи с реализацией «пакета Яровой», а также с Законом о суверенном Рунете, который вступил в силу с 1.11.2019 г.?

Алексей Меркутов, МТС: «Изменения стоимости – обычная практика для операторов. Операторы работают на конкурентном рынке, и ценообразование является одним из инструментов конкуренции. На текущий момент стоимость голосовых услуг в России остается одной из самых доступных в Европе и в мире».

«НИ»: Какова ваша реакция на требование ФАС объяснить рост тарифов?

Алексей Меркутов, МТС: «На текущий момент мы воздержимся от комментариев».

Тем не менее, как стало известно «НИ», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России направила "большой четверке" мобильных операторов запросы в связи с повышением цен на ряд тарифов в новом году и ожидает ответа компаний. «НИ» связались с ФАС , чтобы узнать, что последует за этим предупреждением. Вот, что нам ответил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин: « Срок представления ответов - до конца января. Организации обязаны представлять информацию по запросу ФАС. В случае не представления информации налагаются санкции, предусмотренные КоАП».

Для того, чтобы прояснить, что «осталось между строк» в ответах представителей крупнейших компаний мобильной связи, мы обратились к экспертам. Прежде всего нас интересовало загадочное словосочетание «архивный тариф».

«Обладателями архивных тарифов считаются те, кто заводил их несколько лет назад. Кроме того, «архивным» тариф становится в тот момент, когда оператор мобильной связи публикует информацию о новых тарифах», - пояснил руководитель агентства «Content Reviеw» Сергей Половников. По его прогнозу, тарифы на мобильную связь в течение 2020 года в среднем вырастут на 18%. При этом изменение архивных тарифов затронет около 20% абонентов, которые до сих пор используют старые тарифные пакеты. При этом Сергей Половников считает :«Не факт, что это будет единоразовое повышение, так как операторы связи в течение нескольких лет по нескольку раз в год «актуализируют» «архивные тарифы».

В качестве причины повышения тарифов представители компаний – операторов мобильной связи называли принятие и реализацию так называемого «пакета Яровой», а также принятие Закона о суверенном Рунете, который вступил в силу с 1.11.2019 г. Насколько серьезно это повлияло на удорожание сотовой связи в России?

«Так называемые «добрые вещи», которые делают для избирателей депутаты, на самом деле ведут к удорожанию жизни людей. Например, «закон Яровой», принятый в целях безопасности, должен обеспечить хранение на серверах всех переговоров абонента в течение полугода. При этом я уверен, что 99% абонентов сотовой связи – законопослушные люди и не совершают ничего противоправного. Но за нами хотят следить. После принятия этого закона прошло уже практически 3 года. Стала ли наша жизнь безопаснее?! Я считаю, что депутаты, которые принимают законы , при этом не прислушиваясь к мнению специалистов, должны отвечать за свои поступки. Ведь сколько средств уйдет на реализацию этих законов, а расплачиваться за все - пользователям сотовой связи!», - заявил «НИ» генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

С ним согласен руководитель агентства «Content Reviеw» Сергей Половников : «Операторы связи «кормятся» только с того, что продают услуги связи абонентам. Других источников доходов у них нет. Субсидий тоже нет. Поэтому за любую инициативу законодателей будут расплачиваться в конечном счете абоненты».

По словам экспертов, реализация принятых законов – «пакета Яровой» и Закона о суверенном Рунете - потребует десятки миллиардов рублей. «Нужно новое оборудование, специалисты, которых еще надо обучить, обеспечить связь между операторами связи и ведомствами, которые будут контролировать информацию. Все это потребует вложений», - пояснил Сергей Половников.

Однако, у пользователей может возникнуть естественный вопрос: не смогут ли операторы связи под видом трат на «закон Яровой» и Закон о суверенном Рунете потратить полученные средства на дорогостоящие пиар-компании? Не случится ли так, что упомянутые законы – лишь ширма?

«Прошел год, и рекламы операторов связи стало меньше, она стала меньше работать. А операторы – люди прагматичные. Если PR-технологии не обеспечивают приток новых абонентов, значит, эти акции надо сворачивать и действовать иначе», - пояснил Сергей Половников.

«Сейчас тарифы, основанные на голосовых звонках, становятся все менее популярны. По нашим данным, более 70% пользователей предпочитают СМС-сообщения, интернет. А это значит, что оператором сотовой связи надо действовать иначе. В частности, развивать интернет. А это потребует строительство новых базовых станций, прокладку кабеля, аренду земли. Это тоже вложения», - комментирует генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

В целом, аналитик считает, что ничего особенного не происходит. Каждый оператор на протяжении года несколько раз повышает стоимость отдельных услуг. «Российские тарифы на сотовую связь – одни из самых низких в мире. При этом качество связи у нас в стране на порядок лучше европейского», - считает Денис Кусков.

Так что всем нам, видимо, придется просто грамотно выбирать тарифный план и правильно соотносить его со своими возможностями и потребностями.

"