Posted 29 января 2015,, 21:00

Published 29 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Страна управдомов

Страна управдомов

29 января 2015, 21:00
Более 80% работников задумывались о радикальной переквалификации. Такие данные привел на этой неделе рекрутинговый портал HeadHunter, опросив более восьми тысяч работающих жителей России. Однако решаются на смену рода деятельности менее половины желающих, а те, кто все-таки начал карьеру с нуля, нередко жалеют об этом

Как выяснили аналитики HeadHunter, о кардинальной смене профессии задумываются 81% российских работников, однако лишь 30% респондентов переходят от мечтаний к активным действиям. Еще 51% опрошенных, может, и хотели бы «переквалифицироваться в управдомы», но им как-то все не до того. Последних чаще всего удерживает отсутствие образования, нужного для желаемой работы (41%), сожаление о годах учебы и трудового стажа (18%), страх перемен и неуверенность в своих профессиональных качествах (по 12%), хорошая зарплата или перспективы на текущем месте (11% и 8%), а также возраст (7%). Однако вторым по популярности ответом среди тех, кто так и не реализовал свое желание начать все с нуля, стал такой: «Отложил(а) на потом, так и забылось».

Текущий или уже прежний род деятельности чаще всего переставал устраивать респондентов, когда они вдруг понимали, что находятся не на своем месте. Такую причину недовольства профессией назвали чуть менее трети опрошенных. Почти не уступают ей по популярности и такие факторы, как маленькая зарплата, отсутствие перспектив карьерного роста и невозможность полностью самореализоваться – на них сослались по 29% недовольных своей профессией. Четверть работников заявили, что разочаровались в работе, еще чуть менее – не выдержали стрессов, пережили «эмоциональное выгорание» и апатию. А 10% признались, что не смогли достичь успехов на выбранной стезе.

Больше всего недовольных своей профессией оказалось среди людей на пороге среднего возраста. Вчерашних студентов, жалеющих о своем выборе, совсем мало, среди тридцатилетних таковых уже 15%, а пик приходится на специалистов 36–40 лет: их 32–33% от общего числа потенциальных «управдомов». А после 40 лет кривая недовольства идет вниз: в 50 лет о переквалификации думают всего 10% работников, а среди 60-летних таких мечтателей практически нет. Интересно, что никаких промежуточных пиков на графике нет: недовольство профессиональным выбором у опрошенных в среднем планомерно повышается к 40 годам, а по достижении этого возраста также планомерно снижается.

Утверждать, что прекратить заниматься нелюбимым делом – всегда хорошая идея, данные опроса, к сожалению, не позволяют. Да, 45% респондентов, решившихся радикально сменить род деятельности, теперь обрели свое призвание и чувствуют себя превосходно. Однако 38% опрошенных осторожно говорят, что новая профессия оказалась не совсем такой, как они ожидали. 4% прямо признаются, что разочарованы. Зато более чем в половине случаев (56%) у таких смельчаков увеличился доход. У 29% он остался таким же, а у 15% – снизился, и вполне вероятно, что последние как раз наименее всего жалеют о своем шаге (если, конечно, деньги их волновали во вторую очередь).

Правда, работодатели в большинстве своем относятся к взрослым новичкам без понимания. 30% из 422 представителей компаний, опрошенных HeadHunter, прямо заявили, что таких соискателей на должности не рассматривают. Еще 24% ответили, что шанс у них есть, однако к их резюме отнесутся более придирчиво. Зато 38% рассматривают «переучек» наравне с остальными кандидатами, а 2% работодателей даже предпочитают таких специалистов юным выпускникам вузов.

«Конечно, когда приходит человек в возрасте и говорит, что хотел бы начать все с самого начала, это кажется странным. В 90% случаев такие кандидаты отказываются впоследствии сами от предложенных вакансий, так как неожиданно для них оказывается, что надо заново учиться и с их жизненным опытом никто не собирается считаться», – цитируется в исследовании заместитель директора одной из екатеринбургских компаний. А менеджер по персоналу столичной фирмы указывает, что после 30 лет «не очень солидно уже искать себя» и что против взрослых новичков говорят более низкая по сравнению с молодежью обучаемость, прежний опыт, от которого сложно абстрагироваться, и нередко повышенное чувство собственной важности, которое парадоксальным образом рождается из неудач в прежней профессии.

На данные, полученные HeadHunter, несомненно повлияла экономическая ситуация и обстановка на рынке труда, убеждена социолог, специалист по профориентации Александра Бобрецова. «Интересно, как эти данные сыграли бы в сравнении с цифрами, полученными в более стабильный период, когда экономика была более понятной для населения, – задается вопросом собеседница «НИ». – В кризисные времена люди неохотно меняют работу, это такой психологически защищающий момент. Для многих работа – это островок стабильности, и сейчас большая часть людей не хотела бы никуда двигаться. Хотя всегда есть профессионалы, которые понимают, что их положение устойчиво и что они востребованы при любом кризисе». Во многом недовольство нынешней профессией у большинства россиян – результат низкого качества образования, считает г-жа Бобрецова: по ее словам, вузовское образование в нашей стране существует отдельно от рынка труда и лишь в небольшой степени дает студентам представление о будущих профессиях.

"