Posted 29 января 2013,, 20:00

Published 29 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

Тюремная история бедной Насти

Тюремная история бедной Насти

29 января 2013, 20:00
В последний раз свою дочь Настю осужденная Светлана Потюпкина видела в день родов 11 декабря прошлого года. Сейчас женщина находится в можайской колонии, а девочка – в больнице при роддоме. Бабушка девочки жалуется на отсутствие информации о дочери и о внучке, а в органах опеки утверждают, что ребенка оставили им, а ко

Своего четвертого ребенка 31-летняя осужденная Светлана Потюпкина родила 11 декабря в роддоме подмосковного Наро-Фоминска. Женщина отбывает трехлетний срок в ИК-5 в Можайске: Потюпкина осуждена за покупку и хранение наркотиков. По закону женщину, если у нее нет осложнений, на следующий день после родов отвозят в колонию. Ребенок остается в роддоме на четыре-пять дней, и затем его отправляют в Дом матери и ребенка (ДМР) при колонии, в которой мать отбывает наказание. После этого женщину в первые 56 дней допускают к ребенку дважды в день на два часа, а затем – раз в день на два часа. Потюпкину на следующий день после родов в колонию увезли. Но свою дочь она до сих пор больше не видела.

«Мне позвонили перед Новым годом, сообщили, что моя дочь родила девочку, и сразу же предложили ее забрать», – рассказывает «НИ» проживающая в подмосковных Люберцах мать Светланы Потюпкиной Ольга Лазарева. Она ответила, что не может забрать девочку, пока не поговорит с дочерью. Через месяц женщине вновь позвонили из опеки Наро-Фоминского района и предложили написать отказ от ребенка. «Я ее не рожала, это не мой ребенок, как я могу писать отказ?» – возмущается Ольга Лазарева. Она рассказала, что в течение нескольких дней пыталась узнать у органов опеки, что с ее внучкой, жива ли она и где находится. В ответ ей советовали приехать в Наро-Фоминск, а также ссылались на отсутствие времени. Отметим, что на попечении Лазаревой и ее мужа уже находятся трое детей Потюпкиной 1998, 2005 и 2009 годов рождения, и ей трудно оставить их и приехать в другой город.

Ольга Лазарева обратилась за помощью к правозащитникам. Те, в свою очередь, отправили запросы во все инстанции, способные прояснить ситуацию. Вчера с помощью координатора проекта «ГУЛАГУ-НЕТ!» Инны Жоголевой младенца удалось отыскать. При этом выяснилось, что Светлана Потюпкина до последних дней скрывала свою беременность. «ДМР можайской колонии принимает детей в ограниченном порядке, у них там какие-то то ли санитарные, то ли технические требования до конца не выполнены. Всех беременных со сроком 6–7 месяцев отправляют в ближайшие ДМРы во Владимирской области и Мордовии», – рассказывает «НИ» Инна Жоголева. По ее словам, осужденная боялась, что ее отправят туда и она окажется вдали от родителей и собственных детей. «Когда Светлана Потюпкина приехала в роддом, у нее уже было готовое заявление с просьбой медицинского обследования будущего ребенка, которое ее, скорее всего, заставили написать», – говорит Инна Жоголева. Дело в том, что с таким заявлением ребенок может еще около 20 дней находиться в больнице для обследования здоровья.

Получается, что маленькую Настю должны были отправить в ДМР при колонии в Новый год. Однако ребенок до сих пор находится в соматическом отделении больницы города Наро-Фоминска. С 13 января там начался карантин по ветряной оспе, который заканчивается 4 февраля. Но увидит ли Светлана Потюпкина свою дочь после этой даты, еще большой вопрос.

«Ребенок будет переведен в ДМР после того, как нам напишут, что они готовы его принять», – говорит «НИ» начальник управления опеки и попечительства министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району Татьяна Никитина. По ее словам, ответ из колонии до сих пор не получен: «В колонии нас просили дать направление. Потом просили собрать все документы как на ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мы все сделали, написали во все инстанции, ходили в Министерство здравоохранения. Сидим, ждем». Г-жа Никитина сомневается, что они смогут отправить ребенка в ДМР при Можайской колонии после 4 февраля, так как не уверена, что за девочкой оттуда приедут. Она также утверждает, что сотрудники опеки дали бабушке Насти всю информацию о том, где находится ее внучка и как она себя чувствует.

В можайской ИК-5 на запрос «НИ» о причинах, по которым девочку не забирают в ДМР при колонии, на момент подписания номера не ответили.

Правозащитники из «ГУЛАГУ-НЕТ!» выразили готовность взять новорожденную на содержание. «Мы будем уговаривать бабушку взять четвертого ребенка под опеку, так как есть опасность, что мать с ребенком отправят в другие колонии», – сказала г-жа Жоголева. Ольга Лазарева, в свою очередь, говорит о том, что в крайней ситуации готова позаботиться о четвертом ребенке, но считает, что девочке лучше жить рядом с матерью: «У внука вчера был день рождения, а он сидел и рыдал, потому что родители не могли его поздравить». Из трехлетнего срока Светлана Потюпкина отсидела уже два года. Забеременела она в колонии в Электростали, где находилась ранее.

"