Posted 28 ноября 2005,, 21:00

Published 28 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Ужасное признание

Ужасное признание

28 ноября 2005, 21:00
Она всегда сидела так, чтобы ноги не касались пола. Это началось у нее еще в детстве. Она не хотела взрослеть, боялась, что родители быстро состарятся, умрут и оставят ее в одиночестве. Если не доставать ногами до пола, мама с папой будут живы и она навсегда останется их маленькой любимой дочкой...

Страх – нормальное базовое свойство человеческой психики, проявление инстинкта самосохранения. Вы боитесь ходить ночью по неосвещенным улицам? Вам не внушают доверия разудалые компании, в который раз сгонявшие за «Клинским»? Вы обходите стороной мирно пасущегося без поводка и намордника волкодава? Ни один врач не скажет, что это ненормально. Другое дело – страх абсурдный и необъяснимый.

«Он накатывает на вас внезапно. Учащается сердцебиение, пульс, ощущается озноб и даже удушье. В 99,9% случаев вы боитесь того, что заведомо безопасно. Но страх возникает помимо воли. Он настолько охватывает сознание, что теряется способность к логическому мышлению и адекватным действиям – человек может начать биться в истерике, кричать, звать на помощь. Это называется «паническая атака», – рассказал журналу «Pro Здоровье» доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО, президент Центра психоаналитических исследований Борис ЕГОРОВ.

Психотерапевты выяснили, что, несмотря на разнообразие страхов, во время приступа панической атаки людей на самом деле пугают только две вещи – они боятся умереть на месте и нелепо выглядеть на людях. Больной понимает, насколько глупо ведет себя, но ничего поделать с собой не может. Поэтому большинство людей скрывают свои навязчивые страхи и пытаются бороться с ними в одиночку.

Мой дом – моя крепость

Успешный руководитель крупного предприятия неожиданно для себя начал бояться ездить в транспорте. Он не сомневался в профессионализме своего персонального шофера и был уверен в собственных водительских способностях. Однако в определенный момент больше всего на свете ему хотелось заорать, дать по тормозам и выскочить из машины. Обескураженный, он попытался ездить на метро и в троллейбусе, но все повторилось, с той лишь разницей, что из поезда метро, как с подводной лодки, сразу не сбежишь. Тогда несчастный заперся дома и полгода не выходил на улицу.

По словам Бориса Егорова, самый распространенный доморощенный способ борьбы с фобиями – это ограничение общения с внешним миром. Люди, подверженные фобиям, мало выходят «в свет», пытаются объяснить себе свой страх, чтобы приглушить его. И пока удается нести ужас внутри себя и не проявлять его во внешней жизни, можно считать, что фобия носит докритический характер. Иногда вспышки страха проходят сами собой. Но если приступы длятся месяцами, а фобиям начинает подчиняться вся жизнь, это значит, что болезнь развивается и без помощи специалиста больному уже не обойтись.

Чего мы боимся?

Сейчас врачи насчитывают более 500 различных фобий. В мегаполисах чаще всего встречается агорафобия – боязнь открытых пространств с большим количеством людей, из-за которой, к примеру, в метро не спускается, по статистике, каждый 13-й взрослый житель Москвы и каждый 10-й житель Лондона. Мучит горожан и антропофобия – боязнь людей, толпы, гипсофобия – боязнь высоты, гомицидофобия – боязнь совершить убийство, клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств, монофобия – боязнь одиночества, петтофобия – страх общества, суицидофобия – боязнь совершить самоубийство, танатофобия – страх внезапной смерти. Можно даже встретить таких людей, которые вообще всего боятся, – им ставят диагноз панафобия.

Не правда ли, знакомая ситуация: в переполненном транспорте в час пик какая-нибудь склочная тетка начинает скандалить и, не стесняясь в выражениях, костерит всех подряд – от замученного учебой студента, который не уступил ей место, до демократов, которые «развалили всю страну». «Больная», – скажут некоторые и, между прочим, окажутся правы. Имя этой болезни – копролалия, или фобия, во время которой наблюдается навязчивое желание импульсивно произносить бранные и нецензурные слова в присутствии других.

Есть и совсем уж странные фобии. Например, прекрасная отговорка для лодырей и тунеядцев – эргазиофобия (боязнь работы) или не менее привлекательная клиномания – навязчивое стремление к лежанию в постели при отсутствии объективных показаний к постельному режиму. Специалистов, конечно, не обманешь, но наивных начальников и родственников можно попробовать убедить в наличии такой страшной болезни.

Нашим соотечественникам больше всего мешает жить интимофобия. По оценкам специалистов, это самая распространенная фобия в нашей стране. Вначале этим словом обозначали собственно страх интимных отношений. Впоследствии интимофобией стали называть боязнь близких отношений вообще, и не столько сексуальных, сколько духовных. «Сейчас у меня как раз наблюдается пациент именно с такой фобией, – рассказывает нам профессор Егоров. – Однажды он поставил перед собой задачу заработать миллион долларов. И ведь заработал. Потом второй, третий… Втянулся, одним словом. Все было хорошо. Но потом человека как подменили. Он везде стал видеть врагов и считал, что любят не его, а его деньги и каждый норовит его ограбить. А теперь представьте себе эти страхи, помноженные на миллионы долларов... Кстати, у женщин тоже возникают фобии на этой почве. И тогда они пускаются «во все тяжкие» – начинают влюбляться в каких-то бомжей, несчастных мужчин. Это не столько проявление открытого страха, сколько своего рода форма наказания того человека или тех людей, которые вызывают страх».

Ужас, летящий на крыльях детства

Классическая концепция психоанализа, как и сто лет назад, гласит, что все наши страхи родом из детства. Но полностью подтвердить или опровергнуть это утверждение до сих пор не может никто. Одни специалисты считают, что природа страха психологическая, другие – что биологическая. Известно также, что страхи могут передаваться по наследству. Если у одного из родителей была какая-либо фобия, предрасположенность к ней может запросто передаться ребенку, причем не обязательно в той же самой форме. Но все же большинство исследований указывает на детскую природу патологии. Например, сеансы гипноза со взрослыми больными показали, что в детстве их чем-то сильно напугали. Ситуация забылась, а детские впечатления трансформировались во вполне взрослую фобию.

«Свои основные страхи мы приобретаем до 7 лет, – считает Борис Егоров. – Затем происходит процесс накопления, а в подростковом возрасте, когда начинается половое созревание, все это может вырваться наружу. Поэтому мы считаем подростковый период одним из самых опасных в этом смысле».

Оказывается, такие известные детские страхи, как, например, боязнь Бабы-Яги, которой бабушки часто пугают внуков, или темноты, запросто могут привести к неуверенности в себе во взрослой жизни. Родители заставляют стеснительного ребенка читать стихи перед гостями, ругают малыша за то, что он постоянно грызет ногти, даже не подозревая, что тем самым еще больше погружают его в переживания. А потом удивляются, почему это ребенок пытался покончить с собой из-за плохой оценки, полученной на экзамене.

«Ко мне на консультацию пришел молодой человек, который не мог ходить в общественные туалеты. После того, как мы с ним поработали, выяснилось, что в детстве бабушка его испугала тем, что он описается, – рассказывает профессор Егоров. – Еще один примечательный случай – пациентка, которая пять раз выходила замуж. Заметьте, каждый раз по искренней любви. Через пару месяцев она начинала люто ненавидеть своего очередного мужа. Девушка была уверена, что проблема в ней, а выяснилось, что основа фобии была заложена в детстве – отец регулярно лупил ее, и она ненавидела его за это. Таким образом, достаточно было просто быть мужчиной, чтобы заслужить ее неприязнь».

Страх, я тебя знаю

Методов лечения фобий довольно много, около 750. Однако выбрать среди них подходящий довольно сложно. Обычно психотерапевты работают сразу в нескольких направлениях. Первое – внушение, гипноз. Это помогает блокировать острые проявления страха. Второе направление – убеждение. Человека убеждают, что страха нет. И наконец, третий метод – психоанализ, или направление, которое занимается основой страхов. В этом случае доктору приходится «нырять» в скрытые глубины личности и пытаться там найти первопричину страха.

Но так или иначе, всегда требуется индивидуальный подход к лечению каждого конкретного пациента. Как ни странно, но многим снять приступ панической атаки помогает, например, ношение тяжестей. Иногда успокоение приносит так называемая карточка врача, которую пациент всегда носит с собой. В ней написаны несколько фраз и телефон, куда в любую минуту можно позвонить и услышать «нужные» слова. Кому-то необходимы лекарства – транквилизаторы или антидепрессанты. Но в любом случае требуется время и терпение. «Ко мне приходят люди, которые хотят расстаться со своим страхом быстро и без особых усилий. Так не бывает. В эту работу нужно вкладывать эмоции, интеллект, аналитическую составляющую. И обязательно должно быть желание и работа самого пациента. Только так можно победить свой страх», – говорит Борис Егоров.



Тест, составленный английским психологом Джеймсом КУПЕРОМ, позволяет проверить, насколько вы подвержены фобиям.

1. Часто ли вы представляете себе несчастье, случившееся с кем-то для вас дорогим?

2. Опасаетесь ли вы порой причинить вред самому себе или кому-то, кого любите?

3. Часто ли вы проверяете, выключен ли в доме свет и закрыты ли краны?

4. Противно ли вам, если в толпе вас трогают или толкают?

5. Вы одержимы чистотой? Снова и снова чистите одежду, мебель? Часто моете руки?

6. Вы всегда недовольны собой и своими делами, хотя и старались сделать их лучше?

7. Стараетесь ли вы заранее избежать ситуаций, которые могут смутить вас?

8. Вам легко принять трудное решение?

9. Чувствуете ли вы себя обязанным делать что-то ненужное?

10. Часто ли вам кажется, что с вашей одеждой что-то не в порядке?

11. Бывает ли так, что вы повторяете много раз одно и то же, чтобы удовлетвориться результатом?

12. Следуете ли вы бытовым ритуалам?

13. Случается ли вам возвращаться домой, чтобы проверить, закрыты ли двери и окна?

14. Вам трудно выбросить старую и ненужную вещь?

15. Часто ли вы задумываетесь над чем-то, что обычно делаете автоматически?

16. Бывает ли, что вы повторяете про себя одну и ту же фразу или пересчитываете что-то ненужное (окна в домах, этажи, автомобили)?

17. Вы аккуратно складываете свою одежду перед сном?

18. Стараетесь ли вы сделать более тщательно что-то неважное?

19. Предметы, вас окружающие, должны всегда оставаться на одних и тех же местах?

20. Какие-то незначительные действия вы стараетесь производить всегда одинаково?

Исходя из суммы утвердительных ответов, определите для себя степень риска.
До 5 – никакой склонности к фобиям.
5–10 – склонность средней степени и поведение слегка маниакальное.
10–15 – акцентированная маниакальная тенденция и риск фобии.
Свыше 15 – внимание! Опасность латентной невротической фобии.


Паническая атака возникает внезапно, и избежать ее невозможно. Если такое состояние застигло вас в общественном месте, постарайтесь успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и вспомнить что-то приятное. Не стесняйтесь обратиться за помощью к прохожим – попросите их вызвать «Скорую помощь».

А если приступ начался дома и вы чувствуете, что у вас холодеют руки и ноги, согрейте их под горячей водой. При повторном приступе срочно обратитесь к психотерапевту. Фобия не признает самолечения и требует специальной медицинской помощи.


Чего боялись великие и ужасные

Эксцентричный безумец, удачливый предприниматель-авантюрист, один из богатейших людей Америки, «съехавший» на авиации и кинематографе, Говард Хьюз страдал патофобией (боязнью болезней вообще) с отчетливо выраженной молизмофобией (боязнью инфекции). Он жил, наглухо отгородившись от остального мира. В его доме не было ни книг, ни украшений, ни безделушек – ничего, что могло бы явиться потенциальным разносчиком инфекции. Он не касался голыми руками даже одежды. Каждый час Хьюзу мерили температуру и давление, купали и переодевали, пичкали лекарствами. Не последнюю роль, как считают ученые, в развитии фобий миллиардера сыграла его мать. Она панически боялась, что ее обожаемое чадо подцепит какую-нибудь заразу и заболеет, всячески оберегала его физическое и душевное здоровье, бесконечно таская малыша к врачам. В результате Хьюз заполучил серьезные психические отклонения, которые преследовали его до самой смерти.

Сюжет многочисленных полотен, на которых Наполеон Бонапарт изображен верхом на белой лошади, не более чем вымысел художников, их создавших. В конюшнях завоевателя никогда не было таких животных. Дело в том, что покоритель Европы до дрожи в коленках боялся белых лошадей. Психиатры видят тут целых две фобии: гиппофобию (боязнь лошадей) и лейкофобию (боязнь белого цвета).

Российские самодержцы также не были абсолютно бесстрашны. Царь Петр Великий всю жизнь страдал акарофобией (боязнью насекомых) и был не в состоянии работать в больших помещениях с высокими потолками, что свидетельствует о его склонности к экофобии и спацеофобии (боязни своего дома и пустых пространств). В летнем домике Петра в Петербурге был даже сооружен специальный фальшпотолок, чтобы сузить пространство и создать ощущение шкатулки.

Страхи товарища Сталина, похоже, во многом определили трагическую участь многих его соратников. Генералиссимус страдал токсикофобией (боязнью отравления), сомнифобией (боязнью ложиться спать), патологически боялся авиаперелетов (авиафобия), а после смерти жены добавилась еще и женофобия. Будучи главнокомандующим страны, он ни разу не был на фронте. А в Потсдам на мирную конференцию отправился на поезде, который охраняли 8 бронепоездов и 17 тысяч бойцов НКВД. Заснуть же ему удавалось только в состоянии полного истощения, до которого он доводил себя, работая по ночам.

Выдающийся русский художник, автор «Демона» Михаил Врубель испытывал страх… перед понравившимися ему женщинами (калигинефобия). Говорят, что в юности, в порыве чувств, терзавших его из-за безответной любви, он изрезал себя ножом. Возможно, это и заложило основу патологии. Правда, страх и робость по отношению к предмету воздыхания вовсе не мешали художнику пользоваться услугами проституток. От одной из них он и заразился сифилисом, что в дальнейшем привело к потере зрения и сумасшествию.

"