Posted 28 ноября 2005,, 21:00

Published 28 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Головная боль всех школ

Головная боль всех школ

28 ноября 2005, 21:00
Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников. То есть у учеников самых трудных классов. Врачи называют это явление головной болью напряжения.

Предвестники этого недуга – тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение. Головная боль возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится под кожей головы.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил ситуацию, травмирующую психику. Она нарастает постепенно, охватывая всю голову и сжимая ее наподобие тесной шапки или шлема. В этот момент у школьника сразу падает работоспособность.

Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (неважными успехами в школе недовольны учителя и родители), а голова болит уже постоянно.

Терпеть мигрень ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности снижается, и боль становится острее. Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же при регулярном, бесконтрольном приеме таблеток, боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

С чего начать лечение

При повторяющихся головных болях ребенка необходимо отвести на прием к врачу-неврологу. Обычно проблема решается в два этапа: первый – оптимизация нагрузки, второй – повышение устойчивости организма к стрессам. При этом второй путь не будет иметь смысла, если не пройден первый.

Таким образом, первый шаг – пересмотреть школьные и внешкольные нагрузки ученика, понять, что для него наиболее важно. Хорошие отметки? Тогда от дополнительных занятий надо (хотя бы на время) отказаться. Если более значимы успехи ребенка в музыке, спорте или, скажем, изучении китайского языка, тогда не стоит обращать внимание на тройки в школе. Разгрузили чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли ребенок выполнять три непреложных правила:

Первое. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться выспавшимся, отдохнувшим.

Второе. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

Третье. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не за компьютером!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

Родители нередко скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: семь-десять дней жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления – и у ребенка совсем другое настроение, другой внешний вид и другое отношение к учебе! А эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Учимся расслабляться

Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг – приступать к лечению. В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь, по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально. И только когда использованы все немедикаментозные методы, а улучшения не происходит, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.



Советы психологов

Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор разрешить довольно сложно.

Обратитесь к психологам – у них есть методики, которые помогут определить, является ли ребенок заложником родительских амбиций или попросту валяет дурака.

Если ребенок действительно устает, можно среди недели сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора. Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто, иначе вы рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли школу? Я что-то неважно себя чувствую».


Тревожный симптом

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • ребенок от боли запрокидывает голову;
  • резкая головная боль возникла на фоне заболевания, например, банального ОРЗ;
  • боль уменьшается при изменении положения головы;
  • голова болит утром и сопровождается рвотой;
  • на фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение, слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден;
  • головная боль возникает при физической нагрузке;
  • ребенок утверждает, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

"