Posted 28 ноября 2005,, 21:00

Published 28 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:31

Updated 8 марта, 02:31

Александр Абдулов

Александр Абдулов

28 ноября 2005, 21:00
Популярный киноартист, ведущий актер театра «Ленком», народный артист России, лауреат многочисленных премий, сценарист, режиссер, оператор, директор, продюсер… Можно бесконечно перечислять звания, титулы и награды одного из самых известных людей страны. О том, как удается жить и работать в таком ритме, актер поделился

– Сейчас вы одновременно снимаетесь в телесериалах и репетируете в «Ленкоме» Мака Мерфи – одну из сложнейших ролей – в сценической версии романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Как нервная система выдерживает такие нагрузки?

– А мне и этого мало. Мне плохо, когда я без работы. Устаю от безделья. Мне кажется, если я не буду действовать, то умру. Мои друзья знают, что я бываю в хорошем настроении тогда, когда валюсь от усталости.

Когда я приехал в Москву и поступил в ГИТИС, то прекрасно понимал: мне надо здесь выжить. На курсе у нас учились ребята-москвичи. У них были дом, родители, а у меня – общага. По ночам я разгружал вагоны на вокзалах, а потом шел учиться.

– Значит, просто нервы крепкие?

– Нет. Не скажу. Великий польский режиссер Ежи Гротовский утверждает: «Все выдающееся в мире может сделать человек на пике болезненности. Ничего великого здоровый человек не создаст, потому что эталон здоровья – корова!..». Так что артист – это диагноз! А иначе как можно объяснить тот факт, что чем больше расшатаны нервы, тем лучше артист?..

– А в одном из своих интервью кинорежиссер Сергей Соловьев, отвечая на вопрос, «что вас связывает с Абдуловым?», ответил: «Сон» и рассказал, что во время учебы во ВГИКе, живя в общежитии, он приспособился спать в любых условиях. Для вас сон – тоже один из способов восстановления сил?

– На нормальный сон у меня часто просто нет времени – иногда за сутки приходится совершать несколько перелетов или переездов. Поэтому сплю на съемочной площадке, по своей методе, натянув шапку на глаза. То есть в «три секунды» могу заснуть в любом положении.

Еще для меня важна близость к природе – люблю рыбалку. Теперь у меня есть дома – под Москвой и на Валдае. Дом на Валдае (многие видели его в сериале «NEXT») мне строили старики из во-о-т таких сосновых бревен. Без гвоздей. Щели в нем законопатили не паклей, а мхом. Мы его выдержали по всем требованиям и правилам. То есть в нем никто не жил два года. В этом доме в течение дня раз пять меняется температура. Когда я в первый раз остался в нем ночевать, то вдруг понял, что чистый воздух имеет свой... вкус! Так что когда я туда приезжаю, то за два дня могу отдохнуть, как за месяц.

– О вашем уникальном искусстве перевоплощения уже слагают легенды. Например, Марк Захаров рассказывал, что во время гастролей в Париже, в театре «Эспас Карден», где «Ленком» показывал «Юнону и Авось», возник эксцесс. Тамошние пожарные, внимательно наблюдавшие за ходом репетиции, настаивали на том, чтобы факелы, с которыми актер Абдулов выскакивает на сцену... приковали к артисту. Свою настоятельную просьбу они мотивировали тем, что, на их взгляд, артист – странный… Вид у него безумный, и вообще он находится в исступленно-агрессивном состоянии. Поэтому не исключено, что он может швырнуть факел в зрительный зал…

– Художественный руководитель нашего театра сам же требует: «Когда уходишь со сцены, на ней должны оставаться ошметки твоих нервов…»

Но моя исступленность, как вы выразились, не всегда заканчивается такими «милыми» воспоминаниями. Как-то на полном скаку упал с лошади. Слег на несколько месяцев в больницу. Врачи долго не могли определить характер повреждений. Потом решили сделать операцию, но при этом предупредили, что возможен летальный исход…

Тогда я целый год пролежал в больнице. Было очень трудно. Мне казалось, что все пропущу, все уйдет. Что народ… выйдет на улицу с транспарантами: «Где ты, наш родной, любимый?». А оказалось, что многие даже не заметили, что меня не было. Думали, что я где-то снимаюсь.

– Было обидно?

(ИЗ АРХИВА ТЕАТРА ЛЕНКОМ)

– Нет. Просто произошла переоценка ценностей. Стал по-другому относиться к людям. К себе. К жизни. Не хуже, нет. Просто теперь я понимаю, кто есть кто…

Когда лежал в клинике, мне постоянно звонили всякие «светила» медицины. Однажды – новый звонок: «С вами говорит врач с Тибета. Я должен вас осмотреть». А я уже был заведен и хотел послать очередного целителя, как он вдруг признался: «Не посылай меня. Это Никулин!».

Оказалось, что Юрий Владимирович лежал этажом ниже. А так как я уже был в этой больнице очень долго, то у меня в палате были и холодильник, и телевизор, и всякая еда. Никулин часто приходил ко мне. Весь обвешанный датчиками, садился рядом и говорил: «Будем смотреть «Время»?» А потом уточнял: «Что, будем просто так смотреть?» И тогда я доставал виски.

Это из области – как важно общение. Уверен, что медицина не осилит никакое заболевание без дополнительной помощи тех, кто окружает болеющего, без ауры человечности. Ведь недаром, когда Евгений Павлович Леонов лежал в коме в больнице в Германии, то попросили его сына и жену, которые специально приехали, ему петь. Врачи считали, что так он быстрее вернется «оттуда»...

– Я знаю, что у вас много друзей...

– Да, могу констатировать, что в этом я счастливый человек. Потому что у меня не просто друзья, а люди, которые за моей спиной расчищают мне дорогу. Одна ясновидящая мне сказала: «Я первый раз вижу человека, который идет вперед спиной и ничего не боится». А когда мне было 33 года, я даже придумал тост: «Дай Господь, чтобы все хорошие слова мне говорили и в спину». И не устаю его повторять, дабы хорошо себя чувствовать не только физически…

(АЛЕКСАНДР СТЕРНИН)

– Я не могу не спросить у главного секс-символа страны, как именуют господина Абдулова, не спрошу, а как снимаются интимные сцены, в которых приходится принимать участие?

– Да, я за более чем 150 картин, в которых снимался, потерял всякий стыд. Ну-у профессия такая! В сценарии написано: голый. Значит, должен быть голым. Я вот в «Золоте» у итальянцев всю картину занимался сексом с итальянкой. Ну и что? Так надо было.

У меня шутка есть. Когда снимают постельные сцены, я оператору обязательно говорю: «Ниже пояса не снимать – можешь разрушить имидж». Но главное, помню слова моей любимой «бабушки» – так в нашем театре любовно называли Пельтцер. Татьяна Ивановна, как-то утешая меня, сказала: «Чего кручинишься? У тебя еще все спереди…»

– Для вас вопрос «быть или не быть?» решен давно и утвердительно. И не просто быть, а на вершине кино- и театрального Олимпа! А где источник для такой энергии?

– Здоровье (тьфу-тьфу). Ответ прост – будет здоровье, то еще не раз удивлю всех… Снимаю авторский документальный цикл о дорогих мне коллегах. Снял фильм о Татьяне Пельтцер, сейчас завершается работа над фильмом о Евгении Леонове, с которым долго работали вместе в «Ленкоме». Он в своей книге написал ответ на вопрос школьника, который спросил: «Как ваше актерское здоровье?» И Евгений Павлович ответил всем нам: «Актеру нужно особенное здоровье – и физическое, и нравственное!»

Я полностью с ним согласен. Понятие «выживание» для меня не пустой звук. Мне никто не помогал в жизни. Все, что я сделал, делал своими руками.

Вместе со мной живут моя мама и брат с женой. И я не имею права на то, чтобы болеть. Брат постоянно говорит мне: «Не бережешь себя». Но если я сяду и начну себя беречь, то мои близкие просто не выживут. Мне необходимо быть сильным и здоровым. Мой организм, наверное, поэтому еще работает за десятерых…



Рецепты здоровья от Александра АБДУЛОВА

– В детстве, когда мы с семьей жили в Узбекистане, то многие недуги лечили горячим чаем. Предварительно его надо обязательно…«попугать»! А делается это так. Маленький чайник для заварки обдается крутым кипятком. И тут же закладывается туда чай. Количество – по вкусу. Потом заливается кипяток, который чуть-чуть прикрывает поверхность чаинок. Далее, отливается эта заварка в чашку. Из чашки – обратно в чайник. «Пугать» чай необходимо трижды. И только потом залить кипяток до полного объема чайника. Мы пили такой чай, уже более не разбавляя кипяченой водой, как это делают в России.

Затем, в молодости был хорош другой рецепт. Он – на все случаи жизни: ложка перца на стакан водки. Думаю, таким способом лечилась большая часть российского населения.

А теперь я бы как главное предписание порекомендовал всем ПОСЕЩАТЬ ВРАЧЕЙ. Желательно квалифицированных. Не заниматься самолечением. Вот это и есть самый главный рецепт.

"